Философия

Цели и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины «Философия» являются: 1) формирование философского мировоззрения, опирающегося на современную науку и учитывающего опыт предшествующей истории философии; 2) формирование умений и навыков применения философских знаний для анализа жизненных проблем и ситуаций; 3) формирование умения устно и письменно излагать мировоззренческие и методологические вопросы; 4) формирование умения использовать методологический потенциал философии для решения профессиональных задач. В процессе освоения дисциплины «Философия» решаются следующие задачи: 1) формирование наиболее общих представлений о бытии и познании мира; 2) формирование представлений о фундаментальных характеристиках человека и закономерностях развития общества; 3) установление общих черт и отличий между существующими парадигмами философского мышления; 4) формирование представлений об эволюции осмысления человечеством фундаментальных проблем мироздания на основе рассмотрения истории развития основных философских школ и направлений; 5) овладение приемами ведения дискуссий по философской проблематике.
Краткое содержание дисциплины
Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
You are reporting a typo in the following text:
Simply click the "Send typo report" button to complete the report. You can also include a comment.