- Цели и задачи дисциплины
- Цель дисциплины. На основе понимания эволюционного смысла креативных проявлений человека, осуществлять творческий подход к психологическим ресурсам человека, проблемам адаптации в динамичном мире и технологиям жизнетворчества. Задачи: 1. Изучить основные концепции творчества, концепции развития творческих способностей личности. 2. Освоить методы диагностики креативности, технологии выявления вариантов, типов креативности личности и ее развития в онтогенезе. 3. Применять стратегии креативного поведения в совместной деятельности, групповой, командной работе.
- Краткое содержание дисциплины
- Творчество в динамичном мире. Эволюционный смысл индивидуальной и социальной креативности. Определение творчества, творческой деятельности, креативности. Аспекты изучения творчества в психологии: продукт, процесс, человек, среда. Творчество и инновации. Креативный класс в постиндустриальном обществе. Теории творчества. Психоаналитическая теория творчества: творчество как сублимация влечений. Аналитическая теория творчества: творчество визионерского и психологического типа. Гуманистическая психология: творчество и адаптация в сложном мире, творчество и самоактуалиация. Экзистенциальная психология: понятие жизнетворчества. Позитивная психология: креативность как поток. Стрессоустойчивость и креативность в контексте жизнетворчества. Типы переживания критических ситуаций. Типы личностного выбора. Творческий процесс. Фазы творческого процесса. Взаимосвязь логических и интуитивных уровней в целостном творческом процессе. Творческий процесс и мотивационно-смысловая сфера субъекта. Интеллект и креативность. Творческий процесс и экзистенциальный опыт человека. Концепции креативности. Нейронная концепция креативности. Ассоциативная концепция. концепция взаимодействия дефокусированного и фокусированного внимания. Инвестиционная концепция креативности. Многофакторный подход к креативности. Личность и творчество. Мотивация и креативность. Свойства личности и креативность. Единство адаптивной и неадаптивной активности в творчества. Творческие способности: специфика и диапазон проявлений. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. Креативные личности: варианты идентичности, типологии. Методы повышения креативности личности. Методы измерения креативности. Тесты диагностики творческих способностей. Система показателей (компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность ) в оценке интеллектуальной деятельности. Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности в оценке динамики творческих способностей как эффекта развивающих программ обучения. Проективные и психосемантические методики диагностики креативности. Метод ментальных карт. Групповое творчество. Социальная психология творчества. Механизмы группового творчества. Стиль лидерства и креативность: концепции творческого лидерства, трансформационного лидерства, инновационного лидерства. Методы стимулирования креативности в группе. Социально-психологический климат в креативных группах, командах, проектах. Толерантность и конкуренция в творческих сообществах. Индивидуализация и интеграция личности в совместной творческой деятельности. Персональная и социальная идентичность личности. Социальные изменения, групповая динамика и динамика социальной идентичности личности. Среда и ее влияние на развитие креативности. Культура и становление творческой личности. Влияние семейной среды на развитие креативности. Роль школьной и профессиональной среды в развитии творческих способностей. Возрастные изменения креативности у детей, подростков, взрослых. Влияние культурной и социальной среды на становление таланта. Условия и тенденции развития креативности у взрослых на протяжении жизни. Психология художественного творчества и психология искусства Психология художественного творчества. Психология искусства: восприятие, воздействие, оценка произведений. Теории эстетических предпочтений. Понятие и элементы эстетического поля (авторы, произведения, воспринимающие, исполнители, эстетические взаимодействия). Искусство как механизм трансляции смыслов. Смысловая концепция искусства. Искусство как межличностный диалог, опосредованный произведениями. Персонологический анализ искусства. Универсальные эстетические эффекты: катарсис, антикатарсис, открытая катастрофа. Личностные (персонологические, авторские) эффекты воздействия. Восприятие и воздействие символов символических игровых структур произведений. Подход гештальтпсихологии к проблемам художественного восприятия. Две группы факторов восприятия произведений искусства: факторы структуры произведения и факторы, дифференцирующие личности воспринимающих. Исследования информационных свойств художественных стимулов.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
- УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
- Образование
- Учебный план 37.03.01, 2022, (4.0), Психология
- Психология творчества