- Цели и задачи дисциплины
- Цель курса формирование психологических знаний, умений и навыков, необходимых для проектирования и реализации целей профессиональной деятельности, вооружить студентов необходимой системой знаний о психологических явлениях, процессах, закономерностях. Задачи курса: 1. Сформировать основу психологических знаний, необходимых для более глубокого изучения разделов психологии, связанных с профессиональной деятельностью; 2.Сформировать у студентов системы знаний о закономерностях развития психических явлений; 3. Сформировать представление о направлениях развития научного психологического знания – о человеке, его душе, сознании, неосознаваемых и познавательных процессах. 4. Способствовать формированию профессиональной рефлексии и саморефлексии. 5. Способствовать формированию умения распознавать основные психические состояния, свойства и индивидуальные особенности человека. 6. Владение основными методиками исследования общепсихологических феноменов;
- Краткое содержание дисциплины
- Предмет, объект, задачи и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Сознание как высшая ступень развития психики. Общая структура психических явлений. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие. Социальная перцепция. Представление. Внимание. Виды и свойства внимания и их сравнительная характеристика. Память. Мнемические процессы. Виды памяти. Условия, способствующие успешному хранению информации. Воображение. Творчество. Мышление и интеллект. Мышление как высший психический процесс. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Виды и типы мышления. Интеллектуальный потенциал. Язык и речь. Психология личности. Структура личности. Человек, индивид, индивидуальность, субъект, личность. Развитие личности. Этапы формирования личности. Понятие темперамента. Типы и свойства темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Понятие характера. Характер и воля. Акцентуации характера. Характер и профессия. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Понятие деятельности. Направленность личности. Мотивация и личность. Потребности как источник активности. Эмоции и чувства. Психические состояния. Психическая регуляция поведения и деятельности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействие. Феноменология малых и больших групп. Психология общения. Эффективность групповой деятельности. Положительное воздействие коллектива на индивида. Отрицательное влияние группы на личность. Самочувствие личности в группе. Понятие о конфликте. Типичные трудности и техника межличностного общения. Профессиональное самоопределение. Профессиональная и социальная адаптация. Личностная и профессиональная самоактуализация. Профессиональная карьера. Ответственность как свойство личности. Принятие решения как управленческая функция. Отношение к инновациям.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
- УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах