Культурология

Цели и задачи дисциплины
Цель – сформировать у студентов целостное представление: о мире культуры, в его связи с природой, обществом, человеком; об основных подходах и направлениях анализа культуры; о важнейших особенностях культуры разных эпох и народов (культурно-исторических типов); об особенностях современной культуры, ее проблемах и тенденциях развития. Задачи: раскрыть понятие, содержание, сущность, принципы функционирования культуры как системы; познакомить с историей и генезисом культурологического знания, обозначить предметное и категориальное поле культурологии как интегративной науки; изучить формы и типы культур, основные культурологические ценности и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, историю культуры России, ее место в системе культуры и цивилизации; научить оценивать достижения культуры на основе знания их культурно-исторического контекста, быть способными к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; научить работе с информацией по дисциплине «Культурология», приемам анализа и интерпретации текстов культуры.
Краткое содержание дисциплины
Тема 1. Культура как многоуровневая система Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Субкультура. Социокультурная динамика. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Тема 2. Школы, направления, основные концепции в культурологии Культурно-исторические типы у Н. Данилевского; соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в концепциях О. Шпенглера, А. Тойнби; «философия жизни» Ф. Ницше; роль культуры в психоанализе З. Фрейда и К. Юнга; соотношение истории и культуры в трудах К. Ясперса; культурологические концепции П. Сорокина, концепция игровой культуры Й. Хейзинги. Тема 3. Типология и периодизация культуры Универсалистский подход. Концепции локальных культур. Сочетание универсалистского и локального подходов. Проблемы периодизации мировой культуры. Синхрония и дихотомия культуры. Тема 4. Становление культуры: особенности архаичной культуры Невыделенность индивидуального существования из коллективного. Миф как первая форма культуры. Первобытный ритуал. Искусство первобытной эпохи. Тема 5. Древний Восток: специфика регионов и динамика культурных процессов Культура Древней Месопотамии - шумеро-аккадский и вавилоно-ассирийский периоды. Культура Древнего Египта. Культура Древнего Китая (конфуцианско-даосистская картина мира, система ценностей, художественная практика). Культура Древней Индии (мировоззренческие принципы брахманизма, буддизма, индуизма и социальные основы индо-буддийской духовной традиции). Тема 6. Античная культура Особенности периодизации античной культуры: культура Древней Греции (эгейская культура, гомеровский период, архаика, классика, эллинизм); культура Древнего Рима (этрусская культура, эпоха расцвета культуры). Античная культура и полис. Основные категории античной культуры. Особенности культуры древнегреческого полиса (на основе сравнения развития культуры Афин и Спарты). Тема человека и судьбы в литературе, философии и искусстве Греции. Особенности становления эллинистической культуры. Тема 7. Христианство как стержень европейской культуры Зарождение христианства. Влияние иудаизма. Ессеи и кумранская община. Эсхатология. Отличие от языческих верований. Усложнение церковной иерархии. Вселенские соборы и унификация христианства. Христианское богословие. Раздел христианства на православие и католицизм. Культура Византии как пример христианской культуры. Тема 8. Этапы становления и особенности западноевропейской культуры Культура средневековой Европы (романский и готический период). Культура эпохи Возрождения (гуманизм Италии, Реформация и Северное Возрождение). Культура эпохи Просвещения. Европейская культура 19 века (романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм). Проявление авангардизма в культуре 20 века (сюрреализм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, постмодернизм). Тема 9. Теория и история культуры России Особенности национальной культуры и периодизации. Русский культурный архетип. Социокультурная динамика российской культуры. Культура древних славян, ее специфические черты и особенности. Верования древних славян. Культура Киевской Руси (христианизация, литература Древней Руси, архитектура Древней Руси, ремесла). Русская культура эпохи создания единого государства 14 -16 вв. (культура Новгорода, Пскова, Москвы, московский Кремль, иконопись, творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, просвещение, литература, зодчество). Начало «обмирщения» культуры в 17 веке. Русская культура 18 века (европеизация русской культуры, особенности русского Просвещения, русский классицизм в литературе и архитектуре, создание национальной живописной школы). Основные достижения русской культуры «золотого века» и «серебряного века» - 19 в. и начало 20 в. Место и роль России в мировой культуре. Тема 10. Влияние ислама и арабских завоеваний на культурные традиции Формирование исламской культуры. Идея последовательного монотеизма и идея предопределения. Система мусульманских ценностей. Теократическая идея социального мира. Основная политическая идея ислама – халифат. Культурный подъем в странах ислама. Художественная практика. Тема 11. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.