- Цели и задачи дисциплины
- Цель: знакомление студентов с историей зарубежной литературы как одной из важнейших областей современного литературоведения; Задачи:сформировать целостное представление о генезисе, основных тенденциях и художественном своеобразии зарубежной литературы на разных этапах ее исторического развития; познакомить студентов с закономерностями литературного процесса и спецификой его преломления в каждой национальной литературе; с системой жанров, стилевых направлений, течениями каждого историко-литературного периода; дать представление о художественной неповторимости творческой манеры крупнейших представителей зарубежной литературы; способствовать развитию навыков анализа художественных и научных текстов.
- Краткое содержание дисциплины
- Понятие об античном обществе и античной культуре. Историческое значение античной литературы. Источники изучения античной литературы. Периодизация и художественные особенности античной литературы. Архаический период древнегреческой литературы. Классический период древнегреческой литературы. Эллинистический период древнегреческой литературы. Римская литература периода Республики. Римская литература периода Империи. Особенности литературного процесса эпохи. Античный роман, его греческий и римский виды. Кризис идеологии, смена государственной религии. Конец античности, начало Средневековья. Своеобразие средневековой культуры и сознания. Письменные памятники, стоящие у истоков средневековой словесности. Словесность зрелого Средневековья. Куртуазная лирика. Становление рыцарского романа. Городская куль-тура как проявление углубляющейся дифференциации средневекового сознания. Происхождение средне-вековой драмы. Общая характеристика и периодизация литературы XVII в. Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Споры о классицизме в современной литературной науке. Испанская литература XVII в. Французская литература XVII в. Классицистическая драматургия на новом этапе развития. Барочная поэзия. Немецкая литера-тура XVII в. Английская литература XVII в. Итальянская литература XVII в. Общая характеристика и периодизация литературы XVIII столетия. XVIII в. как век Разума. Литературные направления XVIII в. Английская литература XVIII в. Развитие сентименталистской поэ-зии. Французская литература XVIII в. Просветительская литература первого периода французской лите-ратуры XVIII в. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Немецкая литература XVIII в. Штюрмерский период. Итальянская литература XVIII в Система мировоззренческих и эстетических принципов Концепция человека, его взаимоотношения с обществом, историография, представления о роли отдельной личности («героев») и безвестном человеке (человеке «толпы») в историческом процессе; идея национального своеобразия и понятие «местный колорит»; натурфилософия; острый скептицизм в отношении прогресса. Ранний романтизм в Германии. Поздние версии романтизма, самокритика и переосмысление сложившегося канона. Становление поэтического романтизма в Англии. «Озерная школа». Становление французского романтизма. Преемственные связи романтизма и литературы XVIII в Реализм как литературное направление, его хронологические рамки. Особенности реализма во французской литературе. Пути развития английского реализма. крупнейший представитель английского реализма XIX в. Рубеж XIX – XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие. Декаданс 1870–1890-х годов как тип трагического ху-дожнического мироотношении. Модернизм начала ХХ века как попытка преодоления декаданса. Немецкий экспрессионизм и ита-льянский футуризм. Натурализм: идеология, стиль, поэтика. Различные подходы к пониманию литературного импрессионизма. Общая характеристика трех основных периодов – «модернистского» (1910–1940-е гг.), «постмодернистского» (1950–1990-е гг.) и новейшего (1991-2012). Типология литературных направлений, методов и стилей в их динамике, определяющей этапы литературной истории ХХ-XXI вв. Литература 1910–1940-х гг. Литература 1950–1990-х гг. Литература 1991-2012-х гг. Диалог культур в XX-XXI вв., плюралистичность и многомерность духовно-го опыта
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-3 Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
- УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
- Образование
- Учебный план 42.03.02, 2021, (4.0), Журналистика
- История зарубежной литературы