История России

Цели и задачи дисциплины
Формирование у студентов исторического мышления, способности освоения мирового и отечественного исторического опыта, осознания особенностей и исторического места России в мировом сообществе цивилизаций. Сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Краткое содержание дисциплины
1. История как наука: теория и методология. 2. Основные вехи историографии российской истории. 3. Особенности российского исторического процесса. Факторы, обусловившие специфику российской государственности. 4. Происхождение славян. Восточные славяне и их соседи в древности. 5. Нормандская теория происхождения древнерусского государства и антинорманизм. 6. Первые русские князья: от Олега до Святослава. 7. Правление и политика князя Владимира. 8. Выбор монотеистической веры князем Владимиром и историческая роль крещения Руси. 9. Эпоха Ярослава Мудрого. 10. Древнерусская культура X–XIII веков. 11. Русские земли в XII-XIII веках. Русь удельная. 12. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII веке: борьба с агрессией немецких и шведских рыцарей. 13. Возникновение империи Чингисхана. Батыево нашествие и Русь. 14. Объединение Русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства. 15. Противостояние Орде в XIII-XV вв. 16. Внутренняя политика императора Александра III Александровича 17. Основные направления и события внешней политики России во второй 18. половине XIX века при императорах Александре II (1855–1881) и Александре 19. III (1881–1894). 20. Московская Русь в XV-XVI веках. Феодальная война при Василии II Васильевиче Темном. Иван III (1452–1505). 21. Эпоха Ивана IV Васильевича Грозного (1533–1584). Основные направления внутренней и внешней политики. 22. Внешняя политика Ивана Грозного на востоке и западе. 23. Опричнина и её значение. 24. Культура и духовная жизнь Руси в XIV–XVI веках. 25. Социально-политический кризис конца XVI – начала XVII века в России. «Смутное время» и его последствия. 26. Россия в XVII веке: особенности социально-политического развития. Рост государственной территории. 27. Социальные движения в XVII веке. Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви. 28. Правление царевны Софьи и воцарение Петра I. 29. Внешняя политика Петра I. Северная война и становление империи. 30. Личность Петра Первого в оценках историков. 31. Государственные преобразования и экономическая политика Петра I. 32. Дворцовые перевороты середины XVIII века. 33. Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм. 34. Внешняя политика Российской империи в XVIII веке. Расширение территории, превращение России в великую европейскую державу. 35. Внутренняя политика императора Александра I Павловича. 36. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии. 37. Память народа о событиях 1812 года. 38. Движение декабристов. 39. Основные направления и результаты внешней политики Российской империи в первой половине XIX века. 40. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. Начало промышленного переворота. 41. Развитие культуры России первой половины XIX века. 42. Эпоха Николая I: внутренняя и внешняя политика. 43. Крымская война 1853-1856 гг. Русско-турецкая война 1877-78 гг. 44. Эпоха Великих реформ Александра II. Отмена крепостного права в России. 45. Россия после декабристов: консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении в России во второй половине XIX века. 46. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века. Завершение промышленного переворота. 47. Развитие культуры России второй половины XIX века. 48. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века. 49. Культура России 1900–1917. 50. Русско-японская война 1904-1905 гг. и её последствия. 51. Причины и последствия участия России в Первой мировой войне. 52. Революция 1905–1907 годов: причины, основные события, итоги, отношение различных слоев и партий. 53. Революционный 1917-й год: основные события и действующие лица, причины и последствия. 54. Гражданская война в России: ход событий, расстановка сил, последствия для судеб людей и страны. 55. Экономическая политика советского государства в 20-е годы: особенности, итоги, трудности. 56. Политическая система в СССР в 1920-е – 1930-е годы. 57. Внешняя политика СССР в 1929 – 41 годах. 58. Политика индустриализации и коллективизации в СССР: причины, методы, темпы, итоги. 59. Подготовка СССР к Великой Отечественной войне. 60. Основные этапы и события Второй мировой и Великой Отечественной войны в 1939–1942 годах. 61. Культура СССР в 1920–30-е годы. 62. Начало Великой Отечественной войны (июнь – декабрь 1941 г.). 63. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны в 1942–1943 годах. 64. Завершающий этап Великой Отечественной и второй мировой войны: 1944–1945 годы. 65. Источники и значение Великой Победы. 66. Советская страна в первое послевоенное десятилетие 1945-1953 года: основные направления внутренней и внешней политики 67. Духовная культурная жизнь в СССР в 1950–60-х годах: «оттепель». 68. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие в СССР в середине 1960-х – первой половине 80-х годов. 69. СССР в системе международных отношений в середине 1960-х годов. Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы (1985–1991). 70. Наука, культура и образование в середине 1980-х – начале 1990-х годов: новые процессы и явления. 71. Суверенная Россия: становление новой российской государственности, переход к рыночной экономике. 72. Россия в системе международных отношений 1992-2014 гг. 73. События украинского «евромайдана» и возвращение Крыма в родную гавань: весна 2014 г. и её последствия. 74. Причины, ход и промежуточные итоги Специальной военной операции (2022-2024 гг.).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
  • УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.