- Цели и задачи дисциплины
- Цель: – сформировать у студентов представление о специфике китайского социума и тенденциях развития китайской экономики, снабдить их набором необходимых знаний о современном состоянии народного хозяйства КНР, выработать навыки прогнозирования экономической ситуации в Китае и внешнеэкономического поведения КНР, подготовить к практической работе в сфере российско-китайского сотрудничества. Основные задачи: – выработать у студентов навыки странового макро- и микроанализа, на основе которого они могли бы исследовать экономическую ситуацию, обнаруживать взаимосвязи происходящих социальных и экономических процессов, используя имеющиеся публикации и статистические данные, делать научные обобщения и практические выводы. – получение глубоких и разносторонних знаний об основных проблемах социально-экономического развития Китая и экономике Китая, приобретение навыков применения полученных знаний в процессе теоретической и практической деятельности.
- Краткое содержание дисциплины
- Настоящая дисциплина предназначена для студентов, обучающихся по направлению 41.03.01 Зарубежное регионоведение. Она является составной частью экономической подготовки студентов. В рамках данной дисциплины студенты должны приобрести знания о ключевых закономерностях, присущих китайскому обществу, в том числе с точки зрения исторической перспективы. Обсуждаются основные методологические подходы, представленные в специальной синологической литературе. Изучаются проблемы трансформации китайской экономики в ХХ–XXI веке, при этом особое внимание уделяется опыту развития в рамках командно-административной модели и последующим процессам хозяйственного реформирования. В ходе изучения современной экономики КНР рассматриваются вопросы общей стратегии реформ, проблемы преобразований в отдельных отраслевых и институциональных секторах экономики, в финансовой системе; исследуются закономерности макроэкономической динамики в современном Китае. Отдельный блок курса посвящен внешнеэкономическим факторам хозяйственного развития; участию Китая в системе международных торговых взаимосвязей, привлечению иностранного капитала в КНР и вывозу китайского капитала за рубеж и т.д. Студенты должны овладеть практическими (с использованием статистики; нормативно-правовых актов) и теоретическими навыками анализа процессов, происходящих в Китае, уметь оценивать возможное влияние этих процессов на взаимоотношения России и Китая в экономической и политической сферах. Изучение дисциплины рассчитано не только на систематизированное получение знаний, но и на активную, самостоятельную деятельность студентов на практических занятиях. Программа рассчитана на 108 часов, из которых 36 часов отводится на лекции, 18 часов на практические занятия, 54 часа на самостоятельную работу студента. Завершается изучение дисциплины традиционным экзаменом. Курс предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов (схемы, таблицы, графики, диаграммы, отечественные и китайские издания по экономике Китая), а также видео-материалы. Программа составлена с учетом программ аналогичных или близких курсов, разработанных в Томском государственном университете, Московском государственном институте (университете) международных отношений, Государственном университете – Высшей школе экономики.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ПК-3 Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
- Образование
- Учебный план 41.03.01, 2021, (4.0), Зарубежное регионоведение
- Экономика страны региона специализации (Китай)