«В институте социально-гуманитарных наук вы получите гибкое, объемное, интересное, полноценное образование!»
В рамках вступления ЮУрГУ в Проект повышения конкурентоспособности 5-100 в университете произошли глобальные изменения. Гуманитарные направления подготовки объединил в себе институт социально-гуманитарных наук. В нем соединяются ресурсы трех факультетов: журналистики, истории и психологии. О принципах создания социально-гуманитарного института, возращении к традициям, 360-градусном мультимедийном ньюсруме,собственной телерадиокомпании, уникальных музеях, летних школах журналистики, сотрудничестве с университетами Финляндии, Швейцарии, Китая, США и многом другом рассказывает директор института, доктор филологических наук, профессорЕлена Владимировна Пономарева.
– По каким принципам факультеты объединяются в институт социально-гуманитарных наук?
– В рамках института объединяются существующие образовательные направления, ключевые группы подготовки: теперь мы будем учить бакалавров и магистров по всем тем направлениям, которые раньше существовали на факультетах, уже успевших наработать себе имя и заслужить репутацию. На площадке социально-гуманитарного института объединена лабораторная база, технические и образовательные ресурсы всех факультетов, вошедших в новый институт.
В ЮУрГУ существовал социально-гуманитарный факультет, из которого были образованы исторический факультет и факультет журналистики. Можно сказать, что институт возвращается к традициям социально-гуманитарного образования, но уже в новом качестве. В ИСГН, входящем в состав национально-исследовательского университета, обучение проходит не только в соответствии с новейшими технологиями и тенденциями в отечественном образовании: мы готовы учить студентов на новейшем оборудовании, по собственным образовательным программам,по современным учебникам, авторами которых являются наши преподаватели. Все то, чем мы сегодня занимаемся на острие науки, мы привносим в образовательную практику. Поступившие к нам студенты могут, уже начиная с первого курса, активно включаться не только в образовательную деятельность, но и в научные исследования.
Институт социально-гуманитарных наук –современная образовательная модель, в которой собраны кадры самой высокой квалификации, научные работники и практики.Главное преимущество института: какое бы направление ни выбрал абитуриент, он получит возможность учиться не только у профессионалов выпускающей кафедры, своего факультета, но и у специалистов, работающих на смежных факультетах нашего института. Поэтому образование получится гибким, объемным, интересным, по-настоящему полноценным!
– Как быть тем, кто в процессе учебы решил сменить профиль деятельности?
– К нам идут ребята с гуманитарной направленностью, которые в процессе приобщения к профессиональной сфере могут решить поменять направление подготовки. Если человек чувствует в себе потребность скорректировать образовательную траекторию, он может, не покидая пределов родного института, получить образование, которое подскажет рынок труда. Получив диплом бакалавра по одному направлению гуманитарного знания, студент можетпоступить в магистратуру на другое направление. Важно, что это можно сделать в рамках одного института, не покидая пределов университета.
– Какие лаборатории вошли в состав института социально-гуманитарных наук?
– Мощная лабораторная база в институте создавалась на каждом из вошедших в его состав факультетов. У каждого факультета были свои приоритеты и свои нюансы, связанные с конкретной областью науки. В настоящее время лабораторная база уже обновилась. Институт еще только создан, а некоторые лаборатории созданы заново или перепрофилированы с учетом особенностей института, потребностей его выпускников и, конечно, работодателей.
Одна из базовых площадок, которыми мы гордимся, и которыми вместе с нами гордится вся Россия – это наша телерадиокомпания. Не просто телерадиокомпания, а мощный холдинг, в котором соединяются и 360-градусный мультимедийный ньюсрум, и сама телерадиокомпания, и наши многочисленные печатные издания, например, газета «Технополис» – старейшее брендовое издание университета.
Нельзя не отметитьнаши музейные площадки, объединяющие и музей телевидения и радио, и виртуальный филиал Пушкинского музея, который был создан учеными исторического факультета, и наш замечательный Зал искусств, и уникальный музей «Народы и технологии Урала». По существу все эти площадки являются визитной карточкой университета. Евразийский научно-образовательный центр, НОЦ «Культурно-исторические исследования» признаны научным профессиональным сообществом не только в России, но и за рубежом.
Уникальные лаборатории открыты на факультете психологии: ученые-психологи ЮУрГУ занимаются психогенетикой когнитивного развития, социальной психологией, психологией творчества, активными методами обучения.
Большинство лабораторий – совместные: в них сотрудничают специалисты ЮУрГУ и дальнего зарубежья, а исследования носят междисциплинарный характер. Мы не останавливаемся на достигнутом: в 2016 году планируется открытие двух совместных научных лабораторий с университетами Швейцарии и Финляндии.
– Одно из важных преимуществ института – международное сотрудничество. Расскажите, пожалуйста, подробнее о программах академической мобильности института.
– Институт располагает обширной сетью программ международного сотрудничества. Специалисты факультета психологии открыли совместные научные лаборатории по очень продуктивному направлению сотрудничества «Психогенетика когнитивного развития».
Историки также известны обширными связями в области программ академической мобильности. Магистранты-искусствоведы в рамках совместных образовательных программ обучались в аспирантуре в Испании. В связи с образованием на факультете истории еще одногонаучного центра, который будет заниматься проблемами искусствоведения и культурологии, число программ академической мобильности будет увеличиваться. Наша археологическая школапризнана во всем мире. Ученые-археологи, историки – желанные гости на самых крупных археологических и исторических конференциях Германии, Швейцарии, публикуются в самых авторитетных изданиях мира (журналNature и другие). В социально-гуманитарном институте работает ученый с мировым именем – Андрей Владимирович Епимахов, сфера научных интересов которого – погребальная обрядность эпохи бронзы Урала и сопредельных территорий, социальная археология, абсолютная археология. Статьи Андрея Владимировича имеют высокий индекс цитирования, это значит, что они интересны и значимы для мирового научного сообщества.Масштабы и перспективы международного сотрудничества НОЦ «Культурно-исторические исследования», политологов ЮУрГУ также впечатляют. Самое важное, что совместные проекты не носят характер случайных или спонтанных: это продуктивный, постоянный и перспективный диалог специалистов высочайшего класса, работающих над сходными проблемами в России и далеко за ее пределами, в европейских странах, США.
Серьезно и обстоятельно к вопросам международного сотрудничества подходят и на факультете журналистике, благодаря инициативе которогов 2016 году ЮУрГУ вступил в EuropeanJournalismTraining Association (Европейскую ассоциацию по журналистскому образованию), а это означает активную интеграцию медиаисследователей в мировое академическое сообщество. Факультет журналистики проводит ряд крупных международных конференций, с 2016 года мы апробировали новый формат – был успешно проведен Международный форум «Коммуникационный лидерXXIв.». На факультете существуют прочные научные связи с европейскими университетами, в частности, суниверситетом г. Тампере (Финляндия). В сентябре мы планируем заключить договор о двойном руководстве аспирантской работой. Также у нас налажено тесное сотрудничество с Цюрихским университетом (Швейцария): в 2016 году мы планируем открыть совместную лабораторию по изучению литературного текста XX-XXI веков.
Активно развивается сотрудничество института социально-гуманитарных наук с университетами Китая. Китайские студенты учатся у нас по направлениям подготовки «журналистика», «филология». В 2016 году мы планируем в рамках программы двойных дипломов отправить студентов в Китай. Наши зарубежные выпускники учатся ценить Россию, начинают по-настоящему любить ее; они понимают ее культуру, традиции, людей. Вернувшись на родину, выпускники подтверждают высокий уровень полученных знаний: один из наших выпускников сейчас приглашен в Пекин, в дипломатический корпус работать переводчиком с русского языкана китайский. А это очень непросто и потому почетно.
Также мы активно сотрудничаем с летними языковыми школами, школами журналистики. В ближайшее время мы планируем заключить договор о сотрудничестве по программам двойных дипломов с университетом Западной Каролины (США). Доцент факультета коммуникации университета Западной Каролины Катерина Спасовска в рамках международного проекта «Университетские партнерства»в 2015 году с официальным визитом посетила журфак ЮУрГУ и была покорена уровнем работы университетской ТРК «ЮУрГУ-ТВ». Сегодня факультет журналистики ЮУрГУ прочно интегрирован в международное журналистское сообщество, и это тоже важная часть наших достижений.
Говоря о международном сотрудничестве и отдавая должное традициям европейского и заокеанского образование, я отдельное внимание хотела бы уделить международным связям с ближним зарубежьем. Мы воспитаны на общей научной школе, нас многое связывает.И сегодня очень важно сохранить это единое душевное психологическое пространство вокруг себя! К примеру, еще четыре года назад доклады, присланные с Украины, казались чем-то обыденным. А вот когда, невзирая на политические реалии, коллеги продолжали присылать свои заявки на наши конференции в прошлом году, у меня мурашки шли по коже! Если человек делает такой осознанный выбор, не задумываясь о возможной реакции официальных украинских властей, значит, для него дорого и принципиально важно сохранить научные связи, поддержать человеческие контакты с Россией! И это заслуживает не только уважения, но и восхищения!
Те контакты, которые еще несколько лет назад мы характеризовали как международные, сегодня становятся отечественными. Например, мы много лет дружили с Севастопольскими университетами, теперь они стали российскими, но от этого не потерялся вкус сотрудничества! Оно стало еще более важным. Также мы сотрудничаем с университетами Туркменистана, Кыргызстана, Казахстана. И такими совместными усилиями мы способны создавать и поддерживатьединое гуманитарное пространство.
Важная часть нашей работы – мастер-классы с участием зарубежных специалистов. В этом году мы провели интерактивный международный круглый стол «Русский язык на постсоветском пространстве». В нем принимали участие представители Литвы, Грузии, Италии, Польши, Венисуэлы.Все были подключены к онлайн-конференции. Один из важных практических итогов заключается в том, что по итогам Круглого стола Венесуэльский университет прислал приглашение, и теперь нашипреподаватели могут получить возможность читать лекции о русском языке для венесуэльских студентов.
Форматы международного сотрудничества разные, в самое ближайшее время будут заключаться новые соглашения о международном сотрудничестве, его география будет расширяться.
– Каким, по вашему мнению, должен быть выпускник вашего института? Какими компетенциями он должен обладать?
– Это должен быть человек современный, интеллигентный, уверенный в себе, творческий, осведомленный обо всех современных тенденциях гуманитарного знания. Он должен быть высокоразвит, обладать достаточно высоким творческим потенциалом, достаточным багажом культурных знаний, должен уметь синтезировать науку с практикой.Помимо всего прочего, ему не помешают серьезные профессиональные амбиции.
Такое сочетание амбициозности, уверенности в себе, подкованности на 100% в своей отрасли знания и интеллигентности, – это то «золотое сечение», которое позволит воспитать идеальную модель выпускника института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, которым потом будет гордиться не только родной университет, но и вся Россия!
Когда наступают периоды экономического кризиса, когда не очень спокойно жить в мире, повышается потребность в гуманитарном знании. В такие моменты очень важно, чтобы гуманитарное сообщество сплотилось, чтобы оно создавало амортизационную прослойку для всего общества. Выпускник социально–гуманитарного института – именно тот человек, который призван это сделать!