Психофармакология

Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины "Психофармакология" является формирование специфических знаний на стыке нейробиологических и клинико-терапевтических областей современной медицины у студентов, обучающихся по специальности "Клиническая психология", приобретение ими практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям к подготовке клинического психолога в части понимания нейрофизиологических, электрохимических, нейрогуморальных и нейромедиаторных механизмов воздействия лекарственных средств. Получаемые в ходе изучения знания, умения и практические навыки формируют необходимые профессиональные компетенции, востребованные при решении задач восстановления психического и психосоматического здоровья, развития личности и коррекции ее аномалий. В связи с этим задачами дисциплины является: 1. Формирование у студентов научно обоснованных и подкрепленных практическим опытом представлений о действии лекарственных средств, используемых в определенных ситуациях и при определенных психических расстройствах и расстройствах поведения. 2. Формирование навыков адекватной оценки совместно с врачами эффективности проводимых фармакологических мероприятий лечебного и профилактического характера, а также других психологических аспектов лекарственной терапии.
Краткое содержание дисциплины
Дисциплина "Психофармакология" предназначена для студентов 5-го курса, обучающихся по специальности "Клиническая психология", и обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении базовых дисциплин естественно-научной направленности – "Психофизиология" и "Клиническая психофизиология". Первый модуль посвящен повторному рассмотрению основных сведений по анатомии центральной нервной системы, нейрофизиологии, психофизиологии и клинической психофизиологии, начиная с вопросов строения нервной системы и нервной клетки, в частности (вплоть до мембраного и молекулярного уровня), электрохимических процессов де- и реполяризации мембраны клетки с формированием потенциала действия, строение синапса и процессов, происходящих при синаптической передачи, а также механизмы ауто-, пара- и нейроэндокринной регуляции, анатомо-функциональные основы нейроэндокринологии (на примере гипоталамо-гипофизарных соотношений) и основных механизмов (осей) эндокринной (нейроэндокринной) регуляции. Второй модуль дисциплины посвящен принципам действия нейромедиаторов (нейротрансмиттеров, нейромодуляторов), в котором рассматриваются различные аспекты причинно-следственных соотношений, возникающих в случае воздействия фармакологически активного вещества, лекарственного препарата и последующих нервно-психических изменений. Клинические (медицинские) психологи в своей деятельности напрямую не сталкиваются с фармакологией и фармакотерапией, поэтому имеет значение изучение общих положений фармакологии (особенности эффекта вещества в зависимости от его дозы, пути введения, длительности воздействия и т.п.). В рамках дисциплины рассматриваются также некоторые вопросы частной нейро- и психофармакологии: описываются конкретные классы и группы лекарственных нейротропных средств с указанием примеров таких препаратов, включая психоактивные вещества.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-2 Способен применять современные методы и методики психологической помощи в связи с задачами лечебного процесса
  • УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
You are reporting a typo in the following text:
Simply click the "Send typo report" button to complete the report. You can also include a comment.