Интеллектуальный анализ больших данных

Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является ознакомление магистрантов с основными методами и алгоритмами интеллектуального анализа данных.
Краткое содержание дисциплины
Введение в дисциплину. Феномен Больших данных. Понятие интеллектуального анализа данных. Технологический цикл анализа данных. Основные задачи интеллектуального анализа данных: поиск шаблонов, классификация, кластеризация, поиск аномалий. Поиск шаблонов. Понятия транзакции, частого набора, шаблона, поддержки, достоверности. Основные алгоритмы поиска частых наборов: Apriori, Eclat, FP-Growth. Выбор полезных шаблонов на основе мер support, confidence, lift и др. Компактное представление частых наборов: максимально частые и замкнутые наборы, иерархии наборов. Фрагментация и сэмплинг для поиска частых наборов Классификация. Процесс классификации: обучение модели, оценка модели, применение модели. Деревья решений. Меры оценки доли примесей в узле дерева решений: индекс Джини, энтропия; алгоритмы классификации ID3, C4.5, CART. Байесовская классификация. Классификация по ближайшим соседям. Оценка качества классификации: меры Accuracy, Precision, Recall, F1. Ансамблевая классификация: бэггинг, бустинг, случайный лес. Кластеризация. Задачи кластеризации данных и подходы к ее решению. Разделительная кластеризация: алгоритмы k-means, k-medoids и др. Иерархическая кластеризация: дендрограммы, агломеративный и дивизимный подход. Меры схожести кластеров: Single linkage, Complete linkage, Group average и др. Плотностная кластеризация: алгоритм DBSCAN. Нечеткая кластеризация: алгоритм Fuzzy C-Means. Меры качества кластеризации: критерий Хопкинса, кросс-валидация, метод локтя, силуэтный коэффициент и др. Поиск аномалий. Понятия аномалии (выброса), шума, новизны в данных. Виды аномалий: точечные, глобальные, контекстные, смешанные. Статистические методы поиска аномалий: z-значимость, правило трех сигм, гистограммы. Поиск аномалий на основе расстояния. Поиск аномалий на основе плотности: метод вложенных циклов, метод решеток. Поиск аномалий с помощью разделительной и плотностной кластеризации. Поиск аномалий на основе классификации: метод One Class SVM, метод изолирующего леса.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-2 Способен применять компьютерные/суперкомпьютерные методы, современное программное обеспечение (в том числе отечественного производства) для решения задач профессиональной деятельности
  • ОПК-3 Способен проводить анализ математических моделей, создавать инновационные методы решения прикладных задач профессиональной деятельности в области информатики и математического моделирования
  • ПК-2 Способен разрабатывать системы хранения и обработки больших данных, в том числе на основе методов искусственного интеллекта
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.