Две Мадонны: российские ученые сравнили работы художников Ренессанса и маньеризма

Ученые Южно-Уральского государственного университета провели детальный анализ двух великих произведений искусства Ренессанса и маньеризма — картин «Мадонна дель Пополо» Рафаэля Санти и «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино. Шедевры мировой живописи принадлежали частным коллекциям уральских династий Демидовых и Строгановых. Результаты исследования опубликованы в Journal of Siberian Federal University, индексируемом базами данных Scopus и Web of Science.

Изучение работ итальянских художников XVI века позволили ученым сделать новые наблюдения относительно теории и истории проявления стилей Ренессанса и маньеризма в конкретных произведениях. Картины принадлежали коллекциям уральских династий Демидовых и Строгановых, известных в России предпринимателей, покровителей искусств и благотворителей.

Так, «Мадонна дель Пополо», известная также как «Святое семейство» Рафаэля, в настоящее время хранится на Урале, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, и поступила из коллекции Демидовых. История шедевра Рафаэля связана с личностями римских пап Юлия II и Григория XIV, германским императором Рудольфом II, Наполеоном Бонапартом и др. Вторая картина, «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» Бронзино, находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в г. Москва и относится к коллекции Строгановых. Оба произведения представляют особый интерес как творения великих итальянских живописцев XVI века еще и потому, что к ним обращался основоположник искусствоведения как науки Джорджо Вазари.

Рафаэль Санти. «Мадонна дель Пополо» (1509 г.); Аньоло Бронзино. «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» (начало 1540-х гг.)

«Широкое экспонирование произведений из собраний династий Строгановых и Демидовых дало нам возможность видеть и изучать стилистические особенности этих направлений. Рафаэль представляет высокое Возрождение, форма и содержание в его работе олицетворяют божественную гармонию. Образ Святого семейства Бронзино — антипод Рафаэлю. Здесь отмечается снижение сакральности, секуляризация, условность языка. В аллегорической форме художник создает идеализированный портрет семейства Медичи. Одним из важных способов создания социокультурного пространства является коллекционная и музейно-выставочная деятельность. В данном многоаспектном процессе наиболее значимыми оказываются произведения искусства, способные формировать одновременно несколько уровней культурной идентичности, включая общечеловеческий, национальный и региональный. Нами выполнено исследование музейно-выставочной деятельности, формирующей современное социокультурное пространство и включающей произведения искусства эпох Ренессанса и маньеризма», — рассказывает заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства ЮУрГУ, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки РФ Николай Парфентьев.

Каждая из работ по-своему раскрывает образы Святого семейства и, прежде всего, Девы Марии и Христа. Картины находятся на противоположных полюсах. У Рафаэля нежный, исполненный любви образ Девы Марии освещен высшим светом духовной жизни, является выражением божественной идеи. Художнику было суждено выразить идеал неземной божественной красоты и мечту о прекрасном человеке, живущем в гармонии с миром.

Бронзино, живший в эпоху маньеризма, когда высокие идеалы претерпевали переосмысление в контексте сложных исторических трансформаций, представил свое видение сюжета в духе светского события, почти изъяв из него религиозное содержание.

Подготовка к экспозиции в Зале искусств ЮУрГУ

«По сути, Бронзино спустил Святое семейство с небес на землю и создал идеализированный портрет могущественного семейства правителей, чья жизнь подчинена этикету и статусу. Прототипами художника стали реальные члены семейства Медичи. Так, образ Девы Марии — это идеализированное изображение жены великого герцога Элеоноры Толедской, образ Святого Иосифа — изображение самого Козимо I, а образ младенца Иисуса — изображение их сына Джованни. Главным состоянием души героев становится феномен «отчуждения»: они погружены в свой мир, в созерцание собственного «я»», — продолжает наблюдения профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Наталья Парфентьева.

Ученые также рассматривают вопрос атрибуции «Мадонны дель Пополо» из Нижнего Тагила и опираются на исследования академика И. Э. Грабаря, который пришел к выводу, что именно этот экземпляр наиболее вероятно является «Мадонной дель Пополо» Рафаэля. Под его руководством проводилась реставрация этой картины, которая была найдена в господском доме Демидовых в Нижнем Тагиле в 1924 году. Эта картина Рафаэля имеет большое количество копий. Некоторые исследователи атрибутируют Рафаэлю ее вариант — «Мадонну дель Вело» (Шантийи, Музей Конде, Франция). Авторы статьи поддерживают точку зрения искусствоведа Грабаря, дополняя её результатами собственного научного поиска.

Анализ работ художников Ренессанса (Рафаэль) и маньеризма (Бронзино) на единый евангельский сюжет дал возможность наиболее точно идентифицировать черты этих художественных стилей и выявить влияние художников Возрождения на творчество маньеристов. Ученые также обосновали деятельность меценатов Строгановых и Демидовых как основу формирования отечественного социокультурного пространства.

Виктория Матвейчук; фото: Виктория Матвейчук, архив. Н. П. Парфентьева
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.