Как предотвратить ДТП? Ученые создают систему информационной безопасности для автомобилей

Ученые Южно-Уральского государственного университета разрабатывают систему информационной безопасности для автомобилей. Она позволит предотвращать ДТП, распределяя поступающие с различных информационных потоков данные по степени важности, а также избежать недобросовестной конкуренции среди автопроизводителей. Разработки были представлены на международной конференции в рамках Шестого Российско-Китайского ЭКСПО, прошедшего 15-19 июня 2019 г. в Харбине.

Автомобиль будет анализировать все данные по степени важности

В современных транспортных средствах работает около 80 электронных управляющих блоков и ряд сетевых платформ, направленных на предотвращение ДТП. Они включают в себя телематические модули, или платформы, собирающие данные с автомобиля и передающие ее на сервера автопроизводителя и автопарка. Эти модули необходимы для мониторинга состояния транспортного средства, обмена с сервисами государственных регуляторов по контролю специальных видов перевозок, обмена информацией между транспортными средствами при караванном вождении. Кроме того, они позволяют водителю получать информацию о расположении и значении сигналов дорожных знаков и светофоров.

В связи с тем, что в транспортном средстве действует большое количество информационных потоков, возникает необходимость в создании комплексной системы, регулирующей их. В настоящее время созданием такой системы занимается научный коллектив Высшей школы электроники и компьютерных наук Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск).

«Устройство современного автомобиля является достаточно сложным, даже если речь идет не об автопилотировании, а о полуавтономном транспортном средстве. В нем работают более 60 систем помощи водителю, осуществляющих диагностику, мониторинг состояния автомобиля. Информационные системы сообщают водителю эти данные, а также данные об элементах дорожной инфраструктуры, о других транспортных средствах, находящихся поблизости. Получаемая информация должна быть разделена по степени важности: например, если первый в колонне автомобиль начал тормозить из-за какого-то препятствия, то информация об экстренном торможении более критична, чем какая-либо другая. Таким образом, возникает необходимость обеспечить для различных потоков определенные требования информационной безопасности», — рассказывает руководитель НОЦ «Информационная безопасность» ЮУрГУ Андрей Баринов.

Схема топологии сети подключенного автомобиля

Автомобиль можно будет улучшить в режиме онлайн

Требованиями к информационным потокам могут быть целостность и доступность данных, защищенность сигнала, изоляция коммуникационных систем друг от друга при взлом к одной из них. Так, информация, передаваемая в сервисы экстренного вызова при наступлении аварийных ситуаций, а также в системы контроля пассажирских перевозок обладает более высокими требованиями по доступности и целостности. Для информации о маршрутах перевозок имеет большее значение обеспечение конфиденциальности, поскольку важна безопасная транспортировка автомобилями их груза. Если же злоумышленник получил доступ к мультимедийной системе автомобиля, то он не должен получить доступ к управлению им. Другими словами, любая информация должна пройти проверку на безопасность влияния при управлении транспортным средством.

Информационная система транспортного средства, обрабатывая комплекс всех данных, не только обеспечивает безопасность водителя и пешехода. Среди ее задач также мониторинг состояния транспортного средства и передача данных о нем на сервер автопроизводителя. Имея актуальную информацию о транспортном средстве, автопроизводитель сможет в режиме онлайн обнаруживать несанкционированное вмешательство в системы автомобиля или произвести обновление программного обеспечения электронных блоков.

В настоящее время ученые занимаются разработкой методов автоматической классификации информации. Каждому классу информации будет соответствовать определенная политика: будут установлены приоритет обработки, требования по резервированию и доступности, целостности и шифрованию. Уже сегодня проектом ученых Южно-Уральского государственного университета заинтересованы крупнейшие отечественные автопроизводители, занимающиеся поставкой как легковых, так и грузовых автомобилей.

Виктория Матвейчук; фото: Виктория Матвейчук, архив А.Баринова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.