Учеба в вузе – напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным и принес желаемые результаты, его следует правильно организовать на основе следующих обобщенных рекомендаций:
- правильно ставить перед собой цели и задачи;
- сохранять физическое здоровье;
- поддерживать оптимальный психологический настрой,
- правильно распределять время и планировать свою работу;
- овладевать навыками работы с книгой;
- учиться вести записи;
- учиться запоминать, пользоваться своей памятью и мышлением, - максимально использовать для повышения уровня своих знаний все формы учебных занятий;
- приобретать навыки научно-исследовательской работы;
- овладевать культурой речи и общения.
Обучение в университете состоит из аудиторной и самостоятельной подготовки, причем в гораздо большей степени студент должен учиться самостоятельно или в общении с товарищами.
Аудиторная подготовка подразумевает:
- посещение студентом лекций, семинаров, практических занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;
- сдачу в установленные сроки выполненных самостоятельно и в письменной форме различных заданий;
- отчеты в устной форме по другим заданиям.
Самостоятельная подготовка предусматривает:
- внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;
- библиотечную работу с разнообразной литературой, ведение записей конспектов;
- обсуждение учебного материала с другими студентами;
- выполнение различных самостоятельных работ, написание рефератов, подготовку докладов и т.д.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты:
Первый курс - решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь первокурсника интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Второй курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Формы становления личности в основных чертах определяются фактором специализации.
Третий курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка многих ценностей жизни.
Четвертый - пятый курсы – перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Учиться сознательно управлять собой, развивать волю, трудолюбие, вырабатывать навыки самостоятельной работы - таким должен быть девиз каждого студента!