Путь ЮУрГУ в глобальные рейтинги: возможности прорыва

В рамках выполнения Плана мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») представители ЮУрГУ приняли участие в семинаре «Академическая репутация и глобальные рейтинги университетов». Семинар состоялся 5 декабря на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В качестве организаторов семинара выступили РАНХиГС и Всемирный Банк.

В ходе семинара обсуждались вопросы значения академической репутации и перспективы вхождения российских университетов в глобальные академические рейтинги.

Директор Центра международного высшего образования «Бостон Колледж» Филипп Альтбах в ходе семинара представил алгоритм действий, которые  необходимо предпринять неанглоязычным университетам, чтобы из локальных лидеров превратиться в полноценных членов академического сообщества. Основной причиной отставания российских университетов в мировых рейтингах господин Альтбах назвал нехватку научных публикаций в мировых базах данных. Основная причина этого – разделение учебной и научной деятельности. По мнению Альтбаха, для успешного включения университета в глобальный процесс необходима интернационализация, активное использование английского языка преподавательским составом и студентами, а также разработка долгосрочной концепции повышения академической репутации вуза.

Проректор по стратегическому развитию ЮУрГУ  Андрей Келлер  рассказал, что сегодня, в рамках Проекта 5-100 в ЮУрГУ уже запущен ряд мероприятий, направленных на скорейшую интернационализацию университета и формирование в его стенах англоязычной среды. Это и внедрение лучших практик языковой подготовки вузов  на площадке ЮУрГУ, и развитие в университете углубленной языковой подготовки в бакалавриате, и формирование двуязычной среды, при которой проконсультировать иностранных гостей смогут все сотрудники вуза: от библиотекарей до работников общежитий.

Директор отдела исследования политики и высшего образования Технологического университета Дублина Эллен Хейзелкорн напомнила, что в мире всего несколько глобальных рейтингов, включение в которые имеет огромное значение для университета, – это QS, Times Higher Education,  Шанхайский рейтинг, Webometrics. Рейтинги формируются на основе результатов анкетирований, которые, так или иначе, субъективны. Часто университеты, стремясь к первым местам в рейтингах и развивая не свойственные им направления, могут потерять свою индивидуальность, поэтому рейтинги можно использовать как элемент обеспечения качества, но не как самостоятельный инструмент оценки.

По мнению эксперта, аккредитация основными ассоциациями бизнес-образования (AMBA, ACBSP, AACSB) для российских вузов не менее важна, чем репутация в рейтингах, так как без нее вузам сложно доказать свою образовательную состоятельность.

Проректор по международной деятельности Виктор Каточков напомнил, что важнейшими показателями конкурентоспособности вуза сегодня являются его высокая академическая репутация, репутация в среде работодателей и, как следствие, международное признание. В настоящее время ЮУрГУ активно разрабатывает план оптимальных действий по скорейшему вхождению в международные рейтинги (Общий рейтинг QS и предметные рейтинги Computer Science, Mechanical, Aeronautical & Manufacturing Engineering, Material Science и Общий рейтинг THE) и по улучшению позиций в рейтинге Webometrics. Также перед университетом стоит задача успешной аккредитации в основных ассоциациях бизнес-образования.

Руководитель глобальных программ в области высшего образования Группы Всемирного банка Франсиско Мармолехо отметил особую важность продвижения бренда университета в вопросе вхождения в глобальные рейтинги. По мнению господина Мармолехо, для повышения академической репутации российским университетам сегодня необходимо:

  • продвигать бренд вуза в качестве выдающегося места для обучения талантов;
  • интегрировать информацию об обучении с информацией о науке, инновациях и возможностях профессионального обучения;
  • при развитии университета ориентироваться на конкретные междисциплинарные исследования;
  • увеличивать количество ППС, принимающих участие в международных грантах и коллаборациях,  и так далее.

Директор Проектного офиса управления программой 5-100 в ЮУрГУ Александр Деев подчеркнул, что репутация вуза формируется не на словах, а с помощью конкретных дел и достижений, в том числе, в рамках реализации в университете Проекта 5-100. Для повышения академической репутации вуза и успешного вхождения в глобальные рейтинги университетов ЮУрГУ необходимо выстраивать репутацию университета как лидера в исследовании, обучении и инновациях.

Начальник отдела по взаимодействию с рейтинговыми организациями Дарья Ивлева напомнила, что вхождение в международный Общий рейтинг и предметные рейтинги QS, общий рейтинг THE и другие является одним из важнейших показателей, которые должен выполнить университет в рамках реализации программы 5-100.  ЮУрГУ,  принимающий участие в Проекте 5-100 с 2015 года, заинтересован в разработке и активном внедрении комплекса мер по повышению репутации вуза на международной арене.

Участие представителей университета в подобных семинарах позволяет выделить ключевые вехи, на которых университету необходимо заострить внимание для успешного повышения академической репутации и прорыва в глобальные рейтинги ведущих вузов мира.

 

На фото – Филлип Альтбах, Эллен Хейзлкорн, Андрей Келлер

 

 

 

Дата события: 
среда, 14 декабря, 2016 - 13:30
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.