Сквозная программа практики по направлению 270800.68 «Строительство»
Методические указания
Составитель: доцент кафедры «Строительная механика», к.т.н. Н.В. Дегтярева.
Челябинск 2014
1. Педагогическая практика
1. Цель практики
Закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, а также приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности. |
Задачи практики
Проведение аудиторных занятий, проверка контрольных работ под контролем руководителя. |
Краткое содержание практики
Педагогическая практика магистрантов организуется в рамках общей концепции магистерской подготовки. Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, в том числе функций проектирования, конструирования и организации учебного процесса. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, видения ситуации, умения руководить группой людей. |
2. Место практики в структуре ООП
Предшествующие дисциплины первой педагогической практики
|
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
Общекультурные компетенции (ОК):
Профессиональные компетенции (ПК):
|
4. Формы проведения практики
Педагогическая практика проводится в форме получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности |
5. Место и время проведения практики
Кафедры высших учебных заведений, на которых осуществляется подготовка выпускников по направлению «Строительство» Время проведения первой педагогической практики 1 курс обучения, 2 семестр (2 недели). Время проведения второй педагогической практики 2 курс обучения, 3 семестр (2 недели). |
6. Структура практики
Общая трудоемкость первой педагогической практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма |
1 |
Подготовительный этап |
2 |
Дневник практики, отчет |
2 |
Основной этап |
91 |
Дневник практики, отчет |
3 |
Заключительный этап |
15 |
Диф. зачет |
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма |
1 |
Подготовительный этап |
2 |
Дневник практики, отчет |
2 |
Основной этап |
91 |
Дневник практики, отчет |
3 |
Заключительный этап |
15 |
Диф. зачет |
6.1. Содержание практики
– первой педагогической практики
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Определение источников информации, направлений исследований, программы и плана практики. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда на рабочем месте. |
2 |
2 |
Углубленное изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе; знакомство с методиками подготовки и проведения лекций, лабораторных и практических занятий, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования; освоение инновационных образовательных технологий; знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т.д. Присутствие в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных педагогов; анализ занятий с научным руководителем с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятий и т.д. Самостоятельное проведение магистрантом занятий. В соответствии с направлением своего научно-педагогического исследования магистрант самостоятельно проводит:
|
91 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
15 |
– второй педагогической практики
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Определение источников информации, направлений исследований, программы и плана практики. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда на рабочем месте. |
2 |
2 |
Углубленное изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе; освоение инновационных образовательных технологий; знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т.д. Присутствие в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных педагогов; анализ занятий с научным руководителем с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятий и т.д. Самостоятельное проведение магистрантом занятий. В соответствии с направлением своего научно-педагогического исследования магистрант самостоятельно проводит: - практическое занятие, лабораторную работу, консультацию с научным руководителем; - демонстрацию разработанных мультимедийных продуктов по техническим дисциплинам; - презентацию изготовленных наглядных пособий; - тестирование, прием зачетов и экзаменов с научным руководителем и т.д. |
91 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
15 |
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Современное программное и аппаратное обеспечение, научно-исследовательские и научно-производственные разработки, а так же базы данных и информационных технологий для решения задач. |
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Печатная учебно-методическая документация
а) основная литература:
1. Сидоров, Н. Р. Философия образования. Введение : учебное пособие для вузов / Н. Р. Сидоров. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. 2. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы : учебно-методическое пособие / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) ; под ред. А. А. Деркача. — 2-е изд., стер. — М. : Изд-во РАГС, 2009. — 386 с. |
б) дополнительная литература:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие — М. : Народное образование, 1998. — 256 с. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М. : Академия, 2000. — 272 с 3. Федорчук Л. С. Педагогика : учебное пособие: Дистанционное образование. — Томск : Изд-во ТПУ, 2001. — 107 с. 4. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб. : Питер, 2001. — 304 с. — (Учебник нового века) . — Библиогр.: с. 298-299 |
в) методические пособия для самостоятельной работы студента:
|
Электронная учебно-методическая документация
Вид учебно-методической документации |
Наименование |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование ресурса в электронной форме |
Доступность |
Учебное пособие |
Соломин, В. И. Метод конечных элементов. Плоские стержневые системы. Учебное пособие.– Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2010.–73 с. |
Зал электронных ресурсов. http://www.lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000497737&dtype=F&etype=... |
НБ ЮУрГУ |
Интернет, авторизованный доступ |
9. Материально-техническое обеспечение практики
Место прохождения практики |
Адрес места прохождения |
Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, предустановленное программное обеспечение, обеспечивающие прохождение практики |
Южно-Уральский государственный университет, учебная лаборатория |
454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, ауд. 604, Паспорт уч. лаб.: Учебный центр «САПР в строительстве», утв. 19.11.13 |
Материально-техническая база: Учебный центр «САПР в строительстве», мультимедийная техника, лицензионные программные комплексы, в том числе комплексы, разработанные на кафедре. |
10. Перечень тем индивидуальных работ
1. Структура образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правила ведения преподавателем отчетной документации. 2. Программа и содержание читаемых курсов. 3.Организация и проведение всех форм учебных занятий. 4. Самостоятельная подготовка планов и конспектов занятий по учебным дисциплинам. 5. Подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой занятий. 6.Разработка содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне. 7. Анализ занятий ведущих преподавателей (не менее трех). 7. Проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия). 8. Научно-методический анализ проведенных занятий. |
2. Научно-исследовательская практика
1. Цель практики
Закрепление и углубление теоретических знаний магистрантов, полученных при обучении, приобретение и развитие навыков самостоятельной профессиональной работы. |
Задачи практики
|
Краткое содержание практики
Практика проводится в четыре этапа: по окончании первого, второго и третьего семестров, а также по окончании теоретического обучения перед написанием выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). |
2. Место практики в структуре ООП
Предшествующие дисциплины первой научно-исследовательской практики
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ |
Перечень последующих дисциплин, |
Математическое моделирование, Специальные разделы высшей математики, Методология научных исследований, Современные проблемы строительной науки, техники и технологии
|
Деловой иностранный язык, Методы решения научно-технических задач в строительстве, Суперкомпьютерные технологии в исследованиях технических устройств и процессов, Информационные технологии в строительстве, Основы механики разрушения и повышения прочности конструкционных материалов, Проектирование уникальных зданий, Основания и фундаменты уникальных сооружений, Динамика строительных конструкций, Проблемы проектирования, изготовления и монтажа стальных тонкостенных конструкций, Практикум по основам механики разрушения |
Предшествующие дисциплины второй научно-исследовательской практики
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ |
Перечень последующих дисциплин, |
Математическое моделирование, Специальные разделы высшей математики, Методология научных исследований, Современные проблемы строительной науки, техники и технологии, Суперкомпьютерные технологии в исследованиях технических устройств и процессов, Деловой иностранный язык, Методы решения научно-технических задач в строительстве, Проектирование уникальных зданий, Нестационарные воздействия на строительные конструкции. |
Информационные технологии в строительстве, Основы механики разрушения и повышения прочности конструкционных материалов, Основания и фундаменты уникальных сооружений, Динамика строительных конструкций, Проблемы проектирования, изготовления и монтажа стальных тонкостенных конструкций, Практикум по основам механики разрушения |
Предшествующие дисциплины третьей научно-исследовательской практики
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ |
Перечень последующих дисциплин, |
Математическое моделирование, Специальные разделы высшей математики, Методология научных исследований, Современные проблемы строительной науки, техники и технологии, Суперкомпьютерные технологии в исследованиях технических устройств и процессов, Деловой иностранный язык, Методы решения научно-технических задач в строительстве, Проектирование уникальных зданий, Нестационарные воздействия на строительные конструкции, Информационные технологии в строительстве, Основания и фундаменты уникальных сооружений |
Основы механики разрушения и повышения прочности конструкционных материалов, Динамика строительных конструкций, Проблемы проектирования, изготовления и монтажа стальных тонкостенных конструкций, Конструкционная безопасность зданий и сооружений, Практикум по основам механики разрушения |
Предшествующие дисциплины четвертой научно-исследовательской практики
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ |
Перечень последующих дисциплин, |
Современные проблемы строительной науки, техники и технологии, Деловой иностранный язык, Методы решения научно-технических задач в строительстве, Суперкомпьютерные технологии в исследованиях технических устройств и процессов, Информационные технологии в строительстве |
Основы механики разрушения и повышения прочности конструкционных материалов, Проектирование уникальных зданий, Основания и фундаменты уникальных сооружений, Динамика строительных конструкций, Теория подобия при моделировании строительных конструкций. |
знать: современные методы исследования, программные комплексы, современное исследовательское оборудование и приборы, методы анализа существующих разработок по данной теме, средства автоматического проектирования. уметь: проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований, анализировать, синтезировать и резюмировать информацию, уметь проводить патентные исследования, разрабатывать методики, планы и программы проведения научных исследований, организовывать проведение экспериментов, анализировать и обобщать их результаты, вести сбор, анализ и систематизацию информации по теме исследования, готовить обзоры, публикации по теме исследования. владеть: способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, способностью к активной социальной мобильности, способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, способностью проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности, способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже строительной науки, способностью осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в схожих задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов, способностью обрамлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы, способами фиксации и защиты объектов интеллектуальной собственности, управления результатами научно-исследовательской деятельности. |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
|
4. Формы проведения практики
Научно-исследовательская практика проводится в форме получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. |
5. Место и время проведения практики
Академические и ведомственные научно-исследовательские и проектные организации; строительные и проектные организации, производственные предприятия. Продолжительность первой научно-исследовательской практики 1 неделя. Время проведения первой производственной практики 1 курс обучения, 1 семестр. Продолжительность второй научно-исследовательской практики 2 недели. Время проведения первой производственной практики 1 курс обучения, 2 семестр. Продолжительность третьей научно-исследовательской практики 1 неделя. Время проведения третьей производственной практики 2 курс обучения, 3 семестр. Продолжительность четвертой научно-исследовательской практики 4 недели. Время проведения четвертой производственной практики 2 курс обучения, 4 семестр. |
6. Структура практики
Общая трудоемкость первой научно-исследовательской практики составляет 1,5 зачетных единиц, 54 часа.
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма |
1 |
Подготовительный этап |
2 |
Проверка отчета по практике |
2 |
Основной этап |
32 |
Проверка отчета по практике |
3 |
Заключительный этап |
20 |
Диф. зачет |
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма |
1 |
Подготовительный этап |
4 |
Дневник практики, отчет |
2 |
Основной этап |
64 |
Дневник практики, отчет |
3 |
Заключительный этап |
40 |
Диф. зачет |
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма |
1 |
Подготовительный этап |
2 |
Дневник практики, отчет |
2 |
Основной этап |
32 |
Дневник практики, отчет |
3 |
Заключительный этап |
20 |
Диф. зачет |
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма |
1 |
Подготовительный этап |
16 |
Дневник практики, отчет |
2 |
Основной этап |
100 |
Дневник практики, отчет |
3 |
Заключительный этап |
100 |
Диф. зачет |
6.1. Содержание практики
– первой производственной практики
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Составление индивидуального задания на практику и программы практики |
2 |
2 |
Изучение методов исследования и проведения экспериментальных работ; правил эксплуатации исследовательского оборудования; методов анализа и обработки экспериментальных данных; физических и математических модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту; информационных технологий в научных исследованиях, программных продуктов, относящихся к профессиональной сфере; требований к оформлению научно-технической документации; порядка внедрения результатов научных исследований и разработок. |
32 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
20 |
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Составление индивидуального задания на практику и программы практики |
4 |
2 |
Разработка методики проведения экспериментального или теоретического исследования. |
64 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
40 |
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Составление индивидуального задания на практику и программы практики |
2 |
2 |
Проведение экспериментального исследования и математическое и компьютерное моделирование интересующих его процессов и явлений. Анализ возможного внедрения результатов исследования, их использования для разработки нового или усовершенствованного продукта или технологии. |
32 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
20 |
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Составление индивидуального задания на практику и программы практики |
16 |
2 |
Оформление выпускной квалификационной работы по результатам проведенного исследования |
100 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
100 |
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Современное программное и аппаратное обеспечение, а так же базы данных и информационных технологий для обработки и интерпретации экспериментальных данных, решения научно-технических и технико-экономических задач научного исследования и последующего оформления результатов. При построении расчетных моделей, обработке результатов и построении графических моделей в процессе практики используется современное программное обеспечение и другие и научно-исследовательские и научно-производственные разработки. |
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Печатная учебно-методическая документация
а) основная литература:
1. Резник, С.Д. Как защитить диссертацию: учебное пособие / С.Д. Резник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2006. – 204 с. 2. Захаров, А. Как написать и защитить диссертацию: учебное пособие / А. Захаров, Т. Захарова. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с. 3. Чернышов, Е.А. Основы инженерного творчества в дипломном проектировании и магистерских диссертациях: учеб. пособие для вузов / Е.А. Чернышов. – М.: Высшая школа, 2008. – 254 с. 4. Данчула, А.Н. Информационные технологии управления. Компьютерный практикум: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Данчула. – 2-е изд. – М.: РАГС, 2007. – 206 с. |
б) дополнительная литература:
1. Волков, Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 185 с. 2. Андреев, Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие для аспирантов / Г.И. Андреев, С.А. Смирнов, В.А. Тихомиров. – М.: финансы и статистика, 2003. – 269 с. 3. Кузин, Ф.А. Диссертация: методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. – 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001. -320 с. 4. Пузыня, К.Ф. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок: Учеб. Пособие для инж.-экон. Спец. Вузов / К.Ф. Пузыня, А.К. Казанцев, Л.С. Барютин. – М.: Высш. шк., 1989. – 222 с. 5. Губерман, В.А. Технология научных исследований – методы, модели, оценки: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: МГУЛ, 2002. – 389 с. |
в) методические пособия для самостоятельной работы студента:
1. Переверзев П.П. Научно-исследовательская практика. Методические указания по прохождению практики и написанию отчета. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. |
Электронная учебно-методическая документация
Вид учебно-методической документации |
Наименование |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование ресурса в электронной форме |
Доступность |
Учебное пособие |
Соломин, В. И. Метод конечных элементов. Плоские стержневые системы. Учебное пособие.– Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2010.–73 с. |
Зал электронных ресурсов. http://www.lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000497737&dtype=F&etype=... |
НБ ЮУрГУ |
Интернет, авторизованный доступ |
9. Материально-техническое обеспечение практики
Место прохождения практики |
Адрес места прохождения |
Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, предустановленное программное обеспечение, обеспечивающие прохождение практики |
Южно-Уральский государственный университет, учебная лаборатория |
454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, ауд. 604, Паспорт уч. лаб.: Учебный центр «САПР в строительстве», утв. 19.11.13 |
Мультимедийная техника, лицензионные программные комплексы, в том числе комплексы, разработанные на кафедре. |
ПИ УРАЛАЗПроект |
454091 Челябинск, ул. Свободы, 153а |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
ПИ ГИПРОМЕЗ |
454090 Челябинск, пр. Ленина, 35 |
Персональные компьютеры, программные комплексы MicroFE, AUTOCAD. |
ПИ ЧелябПРОМСТРОЙПРОЕКТ |
454112 Челябинск, пр. Победы, 290 |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
ЛЕГИОН-ПРОЕКТ |
454016 Челябинск, Университетская наб., 28А |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, SCAD, AUTOCAD, Revit |
ПТИ СпецВысотПроект |
454084 Челябинск, Каслинская, 99Д |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
10. Перечень тем индивидуальных работ
1. Методика проведение эксперимента и основы моделирования 2. Графические способы обработки экспериментальных данных 3. Аналитические способы обработки экспериментальных данных 4. Статистическая обработка результатов измерений 5. Методы расчета строительных конструкций и сооружений 6. Конструктивные схемы зданий. 7. Языки программирования, применяемые в программных комплексах для научных исследований |
3. Научно-производственная практика
1. Цель практики
Закрепление полученных ранее умений и профессиональных навыков проектной деятельности, ознакомление с порядком и правилами выпуска конструкторской документации, приобретение опыта практической работы, в том числе самостоятельной деятельности на предприятии (в организации); Приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности; Приобщение магистранта к социальной среде предприятия (организации) с целью приобретения общекультурных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере |
Задачи практики
|
Краткое содержание практики
Научно-производственная практика проводится в два этапа: в первом (первая производственная) и в четвертом (вторая производственная) семестрах. Производственная практика проводится во втором семестре. Научно-производственная и производственная практики являются одним из важных элементов учебного процесса подготовки магистров и способствуют, наряду с другими видами практик, закреплению и углублению теоретических знаний магистрантов, полученных при обучении, умению ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, приобретению и развитию навыков самостоятельной профессиональной работы. |
2. Место практики в структуре ООП
Предшествующие дисциплины первой научно-производственной практики
|
В результате прохождения практики магистрант должен
а) знать:
- технические и программные средства реализации информационных тех-нологий, основы работы в локальных и глобальных сетях;
- технологию и оборудование производства в соответствии с профилем подготовки;
- нормативную базу в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест;
- научно-техническую информацию, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности
б) уметь:
- работать в качестве пользователя персонального компьютера;
- применять методы вычислительной математики и математической стати-стики для решения конкретных задач расчета и проектирования строительных конструкций;
- составлять и использовать нормативно-правовые документы, относящие-ся к профессиональной деятельности;
- проводить предварительное технико-экономическое обоснование проект-ных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать со-ответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию на проектирование, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производствен-ных подразделений. составлять техническую документацию, а также установ-ленную отчетность по утвержденным формам
в) владеть навыками:
- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и вы-бирать пути ее достижения;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, пе-реработки информации;
- методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирова-ния конструкций с использованием лицензионных прикладных расчетных и графических программных пакетов;
- выполнять отдельные элементы проектов на стадии эскизного, техниче-ского и рабочего проектирования;
- владеть методологией проектирования в строительстве;
- обработки и анализа полученной информации, подготовки отчета по практике
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными
|
- способен проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов, определению исходных данных для проектирования объектов, патентные исследования, готовить задания на проектирование (ПК – 13);
- владеет методами оценки инновационного потенциала, риска коммерциализации проекта, технико-экономического анализа проектируемых объектов и продукции (ПК – 14);
- обладает знаниями методов проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов, включая методики инженерных расчетов систем, объектов и сооружений (ПК – 15);
- способен вести разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных объектов с использованием средств автоматического проектирования (ПК – 16);
4. Формы проведения практики
Научно-производственная практика осуществляется в форме получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. |
5. Место и время проведения практики
Академические и ведомственные научно-исследовательские и проектные организации; строительные и проектные организации, производственные предприятия. |
Время проведения первой научно-производственной практики 1 курс обучения, 2 семестр (2 недели). Время проведения второй научно-производственной практики 2 курс обучения, 4 семестр (4 недели). |
6. Структура практики
Общая трудоемкость первой научно-производственной практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма текущего |
1 |
Подготовительный этап |
2 |
Проверка дневника практики |
2 |
Основной этап |
86 |
Проверка отчета по практике |
3 |
Заключительный этап |
20 |
Зачет |
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма текущего |
1 |
Подготовительный этап |
2 |
Проверка дневника практики |
2 |
Основной этап |
194 |
Проверка отчета по практике |
3 |
Заключительный этап |
20 |
Зачет |
6.1. Содержание практики
– первой научно-производственной практики
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Организационное собрание, проводимое руководителем практики, где разъясняются задачи, порядок прохождения практики. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда на рабочем месте. |
2 |
2 |
1. Выполнение производственных заданий, сбор и систематизация фактического материала. 2. Разработка проектной документации посредством систем автоматизированного проектирования. 3. Литературный и патентный поиск по изучаемому предмету. 4. Другие, выполняемые по заданию руководителя практики или руководителя магистерской программы |
86 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
20 |
– второй научно-производственной практики
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Организационное собрание, проводимое руководителем практики, где разъясняются задачи, порядок прохождения практики. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда на рабочем месте. |
2 |
2 |
1. Выполнение производственных заданий, сбор и систематизация фактического материала. 2. Разработка проектной документации посредством систем автоматизированного проектирования. 3. Литературный и патентный поиск по изучаемому предмету. 4. Другие, выполняемые по заданию руководителя практики или руководителя магистерской программы |
194 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
20 |
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Современное программное и аппаратное обеспечение, а так же базы данных и информационных технологий для обработки и интерпретации экспериментальных данных, решения научно-технических и технико-экономических задач научного исследования и последующего оформления результатов. При построении расчетных моделей, обработке результатов и построении графических моделей в процессе практики используется современное программное обеспечение и другие и научно-исследовательские и научно-производственные разработки. |
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Печатная учебно-методическая документация
а) основная литература:
1. Чернышов, Е.А. Основы инженерного творчества в дипломном проектировании и магистерских диссертациях: учеб. пособие для вузов / Е.А. Чернышов. – М.: Высшая школа, 2008. – 254 с. 2. Захаров, А. Как написать и защитить диссертацию: учебное пособие / А. Захаров, Т. Захарова. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с. 3. Данчула, А.Н. Информационные технологии управления. Компьютерный практикум: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Данчула. – 2-е изд. – М.: РАГС, 2007. – 206 с. 4. Резник, С.Д. Как защитить диссертацию: учебное пособие / С.Д. Резник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2006. – 204 с. 5. Юсипенко, С.В. Мономах 4.2. Примеры расчета и проектирования. Учебное пособие / С.В. Юсипенко, Л.Г. Батрак, Д.А. Городецкий. – К.: издательство "Факт", 2007 – 292 с. 6. Городецкий, А.С. Компьютерные модели конструкций / А.С. Городецкий, И.Д. Евзеров. – К.: издательство "Факт", 2005 – 344 с.
|
б) дополнительная литература:
1. Волков, Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 185 с. 2. Андреев, Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие для аспирантов / Г.И. Андреев, С.А. Смирнов, В.А. Тихомиров. – М.: финансы и статистика, 2003. – 269 с. 3. Кузин, Ф.А. Диссертация: методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. – 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001. -320 с. 4. Пузыня, К.Ф. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок: Учеб. Пособие для инж.-экон. Спец. Вузов / К.Ф. Пузыня, А.К. Казанцев, Л.С. Барютин. – М.: Высш. шк., 1989. – 222 с. 5. Губерман, В.А. Технология научных исследований – методы, модели, оценки: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: МГУЛ, 2002. – 389 с. 6. СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» 7. СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* Стальные конструкции» 8. СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия» 9. СП 21.13330.2010 «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» 10. СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» 11. СП 23.13330.2011 «СНиП 2.02.02-85 Основания гидротехнических сооружений» 12. СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты» 13. СП 28.13330.2010 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» 14. СП 32-105-2004 «Метрополитены» 15. СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» 16. СП 45.13330.2010 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты» 17. СП 47.13330.2010 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» 18. СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»
в) методические пособия для самостоятельной работы студента:
|
Электронная учебно-методическая документация
Вид учебно-методической документации |
Наименование |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование ресурса в электронной форме |
Доступность |
Учебное пособие |
Соломин, В. И. Метод конечных элементов. Плоские стержневые системы. Учебное пособие.– Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2010.–73 с. |
Зал электронных ресурсов. http://www.lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000497737&dtype=F&etype=... |
НБ ЮУрГУ |
Интернет, авторизованный доступ |
9. Материально-техническое обеспечение практики
Место прохождения практики |
Адрес места прохождения |
Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, предустановленное программное обеспечение, обеспечивающие прохождение практики |
Южно-Уральский государственный университет, учебная лаборатория |
454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, ауд. 604, Паспорт уч. лаб.: Учебный центр «САПР в строительстве», утв. 19.11.13 |
Персональные компьютеры, мультимедийная техника, лицензионные программные комплексы, в том числе комплексы, разработанные на кафедре. |
ПИ УРАЛАЗПроект |
454091 Челябинск, ул. Свободы, 153а |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
ПИ ГИПРОМЕЗ |
454090 Челябинск, пр. Ленина, 35 |
Персональные компьютеры, программные комплексы MicroFE, AUTOCAD. |
ПИ ЧелябПРОМСТРОЙПРОЕКТ |
454112 Челябинск, пр. Победы, 290 |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
ЛЕГИОН-ПРОЕКТ |
454016 Челябинск, Университетская наб., 28А |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, SCAD, AUTOCAD, Revit |
ПТИ СпецВысотПроект |
454084 Челябинск, Каслинская, 99Д |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
10. Перечень тем индивидуальных работ
1. Технологии САПР в проектной деятельности 2. Технологии САПР в научной деятельности 3. Разработка проектной документации гражданского здания посредством САПР 4. Разработка проектной документации промышленного здания посредством САПР 5. Разработка проектной документации жилого здания посредством САПР |
4. Производственная практика
1. Цель практики
Закрепление полученных ранее умений и профессиональных навыков проектной деятельности, ознакомление с порядком и правилами выпуска конструкторской документации, приобретение опыта практической работы, в том числе самостоятельной деятельности на предприятии (в организации); Приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности; Приобщение магистранта к социальной среде предприятия (организации) с целью приобретения общекультурных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере |
Задачи практики
– сбор, систематизация и анализ информационных исходных данных для проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест; – технико-экономическое обоснование и принятие проектных решений в целом по объекту, координация работ по частям проекта, проектирование деталей и конструкций; – разработка методов и программных средств расчета объекта проектирования, расчетное обеспечение проектной и рабочей документации, оформление законченных проектных работ; – разработка инновационных материалов, технологий, конструкций и систем, в том числе с использованием научных достижений; - контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации заданию на проектирование, стандартам, строительным нормам и правилам, техническим условиям и другим исполнительным документам; - проведение авторского надзора за реализацией проекта |
Краткое содержание практики
Во время производственной практики происходит знакомство со структурой строительных организаций, с основными видами работ, выполняемых в организации, с рабочей документацией. Научно-производственная и производственная практики базируются на знании и освоении, в первую очередь, материалов вариативных дисциплин и дисциплин профессионального цикла. |
2. Место практики в структуре ООП
|
В результате прохождения практики магистрант должен
а) знать:
- технические и программные средства реализации информационных тех-нологий, основы работы в локальных и глобальных сетях;
- технологию и оборудование производства в соответствии с профилем подготовки;
- нормативную базу в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест;
- научно-техническую информацию, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности
б) уметь:
- работать в качестве пользователя персонального компьютера;
- применять методы вычислительной математики и математической статистики для решения конкретных задач расчета и проектирования строительных конструкций;
- составлять и использовать нормативно-правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности;
- проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию на проектирование, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений. составлять техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам
в) владеть навыками:
- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и вы-бирать пути ее достижения;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, пе-реработки информации;
- методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирова-ния конструкций с использованием лицензионных прикладных расчетных и графических программных пакетов;
- выполнять отдельные элементы проектов на стадии эскизного, техниче-ского и рабочего проектирования;
- владеть методологией проектирования в строительстве;
- обработки и анализа полученной информации, подготовки отчета по практике
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
а) общекультурными (ОК): – готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК – 5); – способен к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК – 6); – способен оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК – 7); – способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК – 8). б) профессиональными - общепрофессиональными (ПК): – способен анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ПК – 10); – способен к профессиональной эксплуатации современного исследовательского оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК – 11); – способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК – 12); |
– способен проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов, определению исходных данных для проектирования объектов, патентные исследования, готовить задания на проектирование (ПК – 13);
– владеет методами оценки инновационного потенциала, риска коммерциализации проекта, технико-экономического анализа проектируемых объектов и продукции (ПК – 14);
– обладает знаниями методов проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов, включая методики инженерных расчетов систем, объектов и сооружений (ПК – 15);
– способен вести разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных объектов с использованием средств автоматического проектирования (ПК – 16);
4. Формы проведения практики
Производственная практика проводится в форме получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
|
5. Место и время проведения практики
Академические и ведомственные научно-исследовательские и проектные организации; строительные и проектные организации, производственные предприятия.
|
Время проведения производственной практики 1 курс обучения, 2 семестр (2 недели). |
6. Структура практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
№ раздела (этапа) |
Наименование разделов (этапов) практики |
Кол-во часов |
Форма текущего контроля |
1 |
Подготовительный этап |
2 |
Дневник практики, отчет |
2 |
Основной этап |
86 |
Дневник практики, отчет |
3 |
Заключительный этап |
20 |
Диф. зачет |
6.1. Содержание практики
№ раздела (этапа) |
Наименование или краткое содержание |
Кол-во часов |
1 |
Организационное собрание, проводимое руководителем практики, где разъясняются задачи, порядок прохождения практики, требования по выполнению норм техники безопасности, форма отчетности. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда на рабочем месте. |
2 |
2 |
1. Выполнение производственных заданий, сбор и систематизация фактического материала. 2. Разработка проектной документации посредством систем автоматизированного проектирования. 3. Литературный и патентный поиск по изучаемому предмету. 4. Другие, выполняемые по заданию руководителя практики или руководителя магистерской программы |
86 |
3 |
Подготовка и защита отчета |
20 |
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Современное программное и аппаратное обеспечение, а так же базы данных и информационных технологий для обработки и интерпретации экспериментальных данных, решения научно-технических и технико-экономических задач научного исследования и последующего оформления результатов. При построении расчетных моделей, обработке результатов и построении графических моделей в процессе практики используется современное программное обеспечение и другие и научно-исследовательские и научно-производственные разработки. |
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Печатная учебно-методическая документация
а) основная литература:
1. Чернышов, Е.А. Основы инженерного творчества в дипломном проектировании и магистерских диссертациях: учеб. пособие для вузов / Е.А. Чернышов. – М.: Высшая школа, 2008. – 254 с. 2. Захаров, А. Как написать и защитить диссертацию: учебное пособие / А. Захаров, Т. Захарова. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с. 3. Данчула, А.Н. Информационные технологии управления. Компьютерный практикум: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Данчула. – 2-е изд. – М.: РАГС, 2007. – 206 с. 4. Резник, С.Д. Как защитить диссертацию: учебное пособие / С.Д. Резник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2006. – 204 с. 5. Юсипенко, С.В. Мономах 4.2. Примеры расчета и проектирования. Учебное пособие / С.В. Юсипенко, Л.Г. Батрак, Д.А. Городецкий. – К.: издательство "Факт", 2007 – 292 с. 6. Городецкий, А.С. Компьютерные модели конструкций / А.С. Городецкий, И.Д. Евзеров. – К.: издательство "Факт", 2005 – 344 с.
|
б) дополнительная литература:
1. Волков, Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 185 с. 2. Андреев, Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие для аспирантов / Г.И. Андреев, С.А. Смирнов, В.А. Тихомиров. – М.: финансы и статистика, 2003. – 269 с. 3. Городецкий, А.С. Расчет и проектирование конструкций высотных зданий из монолитного железобетона / Городецкий А.С., Л.Г. Батрак, – К.: издательство "Факт", 2004 – 106 с.: ил. 4. Кузин, Ф.А. Диссертация: методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. – 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001. -320 с. 5. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление: Учеб. Пособие для вузов / И.Н. кузнецов. – М.: Дашков и К*, 2004. – 428 с. 6. Пузыня, К.Ф. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок: Учеб. Пособие для инж.-экон. Спец. Вузов / К.Ф. Пузыня, А.К. Казанцев, Л.С. Барютин. – М.: Высш. шк., 1989. – 222 с. 7. Губерман, В.А. Технология научных исследований – методы, модели, оценки: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: МГУЛ, 2002. – 389 с. 8. СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» 9. СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* Стальные конструкции» 10. СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия» 11. СП 21.13330.2010 «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» 12. СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» 13. СП 23.13330.2011 «СНиП 2.02.02-85 Основания гидротехнических сооружений» 14. СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты» 15. СП 28.13330.2010 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» 16. СП 32-105-2004 «Метрополитены» 17. СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» 18. СП 45.13330.2010 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты» 19. СП 47.13330.2010 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» 20. СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»
в) методические пособия для самостоятельной работы студента:
|
Электронная учебно-методическая документация
Вид учебно-методической документации |
Наименование |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование ресурса в электронной форме |
Доступность |
Учебное пособие |
Соломин, В. И. Метод конечных элементов. Плоские стержневые системы. Учебное пособие.– Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2010.–73 с. |
Зал электронных ресурсов. http://www.lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000497737&dtype=F&etype=... |
НБ ЮУрГУ |
Интернет, авторизованный доступ |
9. Материально-техническое обеспечение практики
Место прохождения практики |
Адрес места прохождения |
Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, предустановленное программное обеспечение, обеспечивающие прохождение практики |
Южно-Уральский государственный университет, учебная лаборатория |
454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, ауд. 604, Паспорт уч. лаб.: Учебный центр «САПР в строительстве», утв. 19.11.13 |
Мультимедийная техника, лицензионные программные комплексы, в том числе комплексы, разработанные на кафедре. |
ПИ УРАЛАЗПроект |
454091 Челябинск, ул. Свободы, 153а |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
ПИ ГИПРОМЕЗ |
454090 Челябинск, пр. Ленина, 35 |
Персональные компьютеры, программные комплексы MicroFE, AUTOCAD. |
ПИ ЧелябПРОМСТРОЙПРОЕКТ |
454112 Челябинск, пр. Победы, 290 |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
ЛЕГИОН-ПРОЕКТ |
454016 Челябинск, Университетская наб., 28А |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, SCAD, AUTOCAD, Revit |
ПТИ СпецВысотПроект |
454084 Челябинск, Каслинская, 99Д |
Персональные компьютеры, программные комплексы ЛИРА, AUTOCAD. |
10. Перечень тем индивидуальных работ
1. Выбор и применение систем автоматизированного проектирования, для разработки проектной документации на примере жилых зданий 2. Выбор и применение систем автоматизированного проектирования, для разработки проектной документации на примере промышленных зданий 3. Достоинства и недостатки основных систем автоматизированного проектирования 4. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
5. Разработка проектной документации посредством систем автоматизированного проектирования
6. Возможности основных систем автоматизированного проектирования
7. Принципы работы компьютерных систем автоматизированного проектирования
8. Обзор основных систем автоматизированного проектирования
