В «Школе 21» на базе Южно-Уральского государственного университета состоялась лекция для профессорско-преподавательского состава «Университеты: прогнозы будущего и решения настоящего» от директора Центра трансформации образования московской Школы управления «Сколково».
Ректор ЮУрГУ Александр Вагнер в приветственном слове отметил, что в университете сформировался запрос на получение информации о развитии образования в будущем, поэтому было принято решение пригласить эксперта в этой области – доктора образования, профессора бизнес-практики, директора Центра трансформации образования московской Школы управления «Сколково» Ольгу Назайкинскую.
«Мы, как люди, работающие в образовании, не можем не думать о будущем. Сегодня я хочу вам предложить свою версию развития образования. Сначала мы поговорим о назначении высшего образования, а затем я расскажу о трех сценариях, которые суммируют многочисленные прогнозы и исследования его развития, – отметила Ольга Назайкинская. – В конце лекции я поделюсь сферами, которыми уже сейчас нужно заниматься, чтобы не пропустить их в будущем».
В своей лекции «Университеты: прогнозы будущего и решения настоящего» Ольга Леонидовна подробно остановилась на трех сценариях будущего университетов и отметила, что:
1) крах устоявшейся, традиционной модели университета ждёт те организации, в миссии которых заложена только трансляция знаний;
2) эволюция и адаптация будет присуща университетам, которые своевременно реагируют на тренды и готовы формировать гибридную среду обучения;
3) гибридные модели и новые формы будут функционировать в университетах, формирующих экосистемы с компаниями и готовых строить гибкие образовательные траектории.
Спикер обратила внимание на области науки, с которыми стоит больше взаимодействовать университетам, среди них квантовые технологии, биоинженерия и биотехнологии, энергоэффективность, прорывная инженерия, пространственная аналитика и другие. Отдельный блок в лекции был посвящен искусственному интеллекту в образовательной сфере: как этично использовать ИИ преподавателю и студенту в учебном процессе.
Помимо этого, Ольга Назайкинская познакомила слушателей с контекстами, определяющими необходимость трансформации университета:
-
массовизация образования и элитарность;
-
индивидуализация;
-
рост объемов экспорта образования;
-
сетевизация и интеграция в исследовательской деятельности;
-
междисциплинарность;
-
финансовая устойчивость и автономия;
-
национальные инициативы превосходства;
-
реформа высшего образования.
В завершении выступления особое внимание эксперт обратила на те сферы, с которыми можно работать уже сейчас, чтобы развивать свой университет: образовательная инженерия, искусственный интеллект, ответы на научно-технологические и общественно-значимые вызовы, культура изменений.
В ходе лекции профессорско-преподавательский состав университета получил полезные сведения о том, как начать трансформировать образование внутри вуза и оставаться востребованным среди абитуриентов.




