В условиях глобальных экономических вызовов Южно-Уральский государственный университет совместно с Уральским дизель-моторным заводом (УДМЗ) работают над амбициозным проектом по разработке газопоршневых двигателей для промышленных нужд. Этот проект, реализуемый в рамках передовой инженерной школы двигателестроения и спецтехники «Сердце Урала», направлен на создание отечественных технологий, способных заменить импортные аналоги. Команда разработчиков уже приступила к изготовлению опытных образцов компонентов системы, которые будут испытаны на лабораторных стендах.
Основная цель проекта – создание комплекса технических решений для производства промышленных газопоршневых двигателей, размерностью 18,5/21,5. Такие двигатели предназначены для использования в тяжелой технике, энергетике, судоходстве и других отраслях, где требуются надежные и мощные источники энергии, а также в отдаленных регионах Арктики и Севера, где строительство линий электропередач нецелесообразно.
«Разработка отечественных газопоршневых двигателей позволит не только снизить зависимость от импорта, но и эффективно использовать попутный газ, который в настоящее время зачастую сжигается в атмосферу, создавая экологические проблемы. Новые двигатели смогут преобразовывать этот газ в энергию, обеспечивая электричество и тепло для удаленных поселков», — рассказывает руководитель проекта и образовательной программы ПИШ «Сердце Урала» «Двигатели для устойчивого развития» Александр Попов.
В 2023 году проект получил государственное финансирование в рамках Уральского межрегионального научного-образовательного центра (УМНОЦ), созданного в рамках национального проекта «Наука и университеты». Это позволило перейти к разработке конкретных технических решений. Осенью 2024 года начато изготовление опытных образцов поршней, головок блоков цилиндров и систем зажигания. Эти компоненты будут протестированы в лабораторных условиях, а весной следующего года — на заводских стендах.
«Проект развивается и набирает обороты. Мы активно сотрудничаем с УДМЗ, который обеспечивает финансирование отдельных этапов и предоставляет свои мощности для испытаний», — отмечает Александр Попов.
Если испытания пройдут успешно, то на весну следующего года планируется сборка разработанных компонентов в базовый двигатель и проведение полномасштабных тестов. В декабре 2025 года предполагается презентация первых полноценных опытных образцов. В дальнейшем проект будет масштабироваться и создаваемые двигатели смогут конкурировать с импортными аналогами по мощности и эффективности.
«Одним из ключевых вызовов является обеспечение мощности газовых двигателей на уровне не менее 80 % от дизельных аналогов. Если газовый двигатель будет выдавать лишь половину мощности, он станет неэффективным и непривлекательным для применения. Поэтому особое внимание уделяется испытаниям и контролю качества на всех этапах разработки», — подчеркивает руководитель проекта.
Участие УДМЗ в проекте позволяет интегрировать научные исследования и практическую разработку, создавая уникальные решения, адаптированные под российские условия. Такой подход позволяет не только заменить импорт, но и значительно повысить эффективность и надежность создаваемых двигателей.
«Мы не идем по пути реинжиниринга существующих зарубежных двигателей. Вместо этого мы разрабатываем свои технологии, основываясь на научных исследованиях и расчетах. Это позволяет минимизировать риски и создать продукт, полностью отвечающий нашим требованиям», — добавляет Александр Попов.
Проект по разработке газопоршневых двигателей является важным шагом на пути к импортозамещению и повышению энергетической независимости России. Успешная реализация проекта позволит не только заменить импортные двигатели, но и создать новые рабочие места, стимулировать развитие научных исследований и укрепить позиции российских производителей на внутреннем и международном рынках.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Читайте нас: