- Цели и задачи дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются: – формирование у студентов навыков ориентации в историческом процессе, анализа политических, социальных и культурных явлений, происходивших в России, интерпретации основных понятий, идей и институтов, характерных для российского общества и государства IX – XVIII вв.; – развитие у студентов навыков использования понятийного и методологического аппарата исторической науки в других сферах гуманитарного знания; – подготовка к профессиональной деятельности, в том числе самостоятельной исследовательской работе. Задачами выступают: – знакомство студентов с ключевыми событиями и методологическими подходами к изучению русской истории IX – XVIII вв.; – введение обучающихся в круг проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; – выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
- Краткое содержание дисциплины
- Проблема прародины славян в источниках и литературе. Славянская общность до середины I тыс. н.э. Основные направления расселения славян в V–VIII вв. и образование северной и южной групп славянского мира. Расселение восточных славян: источники и историография. Восточные славяне в VI–IX вв.: общественный строй, зарождение политической организации. Древнерусское государство: переход от родоплеменных общностей к территориальным структурам. Роль скандинавов в формировании древнерусской государственности. Сущность и особенности функционирования княжеской власти в Киевской Руси. Специфика междукняжеских отношений. Социальная структура и характер древнерусского общества. Характеристика социально-экономических укладов древнерусского общества. Проблема феодализма в Древней Руси. Принятие христианства на Руси. Русская церковь в XI–XIII вв. Древняя Русь в системе международных отношений. Причины, этапы и последствия политической раздробленности Руси. Особенности социально-экономического и политического развития отдельных русских земель: Южная и Юго-Западная Русь, Центральная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Образование монгольской державы в ХI-ХII вв.: общественный уклад, политический строй и военное устройство. Вторжение монголов в Северо-Восточную и Юго-Западную Русь, его последствия. Возникновение Золотой Орды. Характер кочевого государства. Взаимоотношения русских князей и золотоордынского хана. Формы политической и экономической зависимости русских земель от Золотой Орды. Русская православная церковь и Золотая Орда. Начало объединительного процесса в Северо-Восточной Руси во второй половине XIII – первой четверти. Эволюция русских политических структур в условиях вассальной зависимости от Орды. Московско-тверская борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси. Образование великого княжества Литовского. Упадок Золотой Орды и территориальный рост Московского и Литовского великих княжеств во второй половине XIV – первой четверти XV вв. Великий Новгород: социальное и государственное устройство в XIV–XV вв. Феодальная война: причины, этапы, итоги. Смысл и сущность процессов централизации. Освобождение от ордынской зависимости. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других земель. Формирование общерусской феодальной аристократии. Складывание единого государственного аппарата управления. Государство и церковь в XV в. Иосифлянство и нестяжательство как общественно-политические и религиозные течения. Русское государство при Василии III: основные направления внутренней и внешней политики. Период «боярского правления» в 30 – 40-е гг. XVI в. Начало правления Ивана IV. «Избранная рада»: программа преобразований и реформы 50-х – начала 60-х гг. XVI в. Опричнина Ивана IV: предпосылки введения и характер опричных мероприятий, оценки опричнины. Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля и отношения с Крымским ханством. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война: причины, этапы, итоги. Присоединение Сибири. Итоги внешней политики Ивана IV. Развитие феодализма в России XIV–XVI вв. основные точки зрения исследователей на сущность российского феодализма. Генезис и эволюция вотчинного землевладения. Становление и развитие поместного землевладения. Историография Смутного времени. Причины и предпосылки кризиса русского государства конца XVI – начала XVII в. Климатические катаклизмы начала XVII в. Лжедмитрий I и феномен самозванства. Основные события, действующие лица и характеристика протекания Смуты. Иностранная интервенция. Первые попытки создания правового государства (крестоцеловальная запись В. Шуйского, условия воцарения Владислава). Первое и Второе ополчения. Земской собор 1613 г. и избрание на царство Михаила Романова. Романовы: краткая история династии и характеристики ее первых представителей (Филарета и Михаила). Последние очаги Смуты. Последствия Смутного времени и их преодоление в первой половине XVII в. Историки о XVII в. как о "новом периоде" отечественной истории. Основные тенденции развития страны в XVII в. Генезис и основные элементы абсолютизма. Абсолютистские тенденции в сфере государственно-политического, социально-экономического и духовного развития Русского государства в XVII в. Социальные потрясения XVII в.: причины, основные участники, последствия. Характеристика основных событий в области социального протеста. Разинщина. Церковь и государство в XVII в. Раскол в русской православной церкви: историография о причинах, характере и последствиях движения старообрядцев. Исторические судьбы старообрядчества. Русское государство накануне петровских преобразований. Первые русские "западники". Правление Фёдора Алексеевича, царевны Софьи. Реформаторская деятельность В.В. Голицына. Основные проблемы изучения петровских преобразований в отечественной историографии. Путь Петра к власти: детские забавы, знакомство с иностранцами, "второе обучение". "Начало славных дел": Азовские походы и Великое посольство. Цели, идеология, методы проведения реформ. Особенности реформаторской практики в России. Основные направления преобразований, их содержание и взаимосвязь. Северная война и дипломатия Петра. Превращение России в Империю. Социальный протест в годы петровских реформ. Последствия и значение петровских преобразований. Цивилизационный раскол. Эпоха дворцовых переворотов в историографии: мифы и действительность. Причины и предпосылки дворцовых переворотов в России. Основные направления внутренней и внешней политики Российской империи в эпоху дворцовых переворотов. "Кондиции" 1730 г. как первый опыт превращения России в конституционную монархию. "Просвещённый абсолютизм": историография, основные проблемы, сущность и содержание. Екатерина Великая в историографии. "Наказ" и Уложенная комиссия Екатерины II. Расцвет крепостничества и Пугачёвщина. Основные законодательные акты Екатерины II. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая мысль и внешняя поли-тика Российской империи при преемниках Петра I. Парадоксы развития сельского хозяйства и промышленности. Павел I: зигзаги внутренней и внешней политики. Культура России в XVII-XVIII вв. Итоги развития Русского государства в XVII-XVIII вв.: целостный анализ начального этапа российской модернизации.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-2 Способен применять знание основных проблем и концепций в области отечественной и всеобщей истории; заниматься интерпретацией прошлого в историографической теории и практике
- ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях
- ПК-1 Способность использовать научные исторические знания, методологию научно-исследовательской работы при проектировании и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня
- Образование
- Учебный план 46.03.01, 2024, (4.0), История
- История России до XIX века