История

Цели и задачи дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины Цель: сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. Задачи: - выявить актуальные проблемы исторического развития России; - на примерах из различных эпох показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории; - показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий; - определить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе.
Краткое содержание дисциплины
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв.; социально-политические изменения в русских землях XII – XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины II; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века: объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России в начале XX века: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 1920-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 1920-е годы; внешняя политика СССР; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 1930-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период Второй Мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; «холодная война» 1946–1991 гг.; попытки осуществления экономических и политических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 1960-1980-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985–1991 гг.: перестройка, попытка государственного переворота в 1991 году и ее про-вал; распад СССР: Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 года; становление новой российской государственности (1993–2008 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
  • УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.