- Цели и задачи дисциплины
- Цель дисциплины "Общая теория языка" - систематизировать представления студентов-магистрантов об уровневой организации языка, подробно осветив основные проблемы и понятия фонетики, морфологии, семантики и синтаксиса, а также сущность научных дискуссий вокруг спорных вопросов лингвистической теории на базе не только классических трудов по языкознанию, но и новейших исследований в области общей теории языка. Задачи: -свободно оперировать основной терминологией, в полной мере овладеть понятийным аппаратом по основным разделам курса (фонетика, морфология, семантика, синтаксис); -уметь находить в тексте и квалифицировать важнейшие языковые явления разных уровней, а также уметь осуществлять анализ лингвистических фактов фонетического, морфологического, семантического и синтаксического уровней языковой системы с привлечением различных методик; -ориентироваться в проблематике новейших исследований по общей теории языка, знать основной спектр направлений, по которым сегодня ведутся передовые исследования в области общей фонетики, морфологии, семантики и синтаксиса.
- Краткое содержание дисциплины
- Курс "Общая теория языка" содержит три основных блока. В первом блоке курса последовательно изучаются основные проблемы общей фонетики, во втором блоке систематизированы основные проблемы грамматики (морфологии и синтаксиса), третий блок посвящен изучению вопросов семантики и семиотики языкового знака. Фонетика: Звуковой механизм речевой коммуникации. Артикуляционные механизмы речи. Основные процессы речепроизводства и их анатомо-физиологическая база. Элементы акустической теории речеобразования. Методы и средства акустического анализа речи. Перцептивная фонетика: цели, задачи; этапы речевосприятия; описание слухового аппарата человека (наружное, среднее, внутреннее ухо, слуховой нерв); методы исследования перцепции; фоносемантика. Универсальные фонетические классификации. Артикуляционная и акустическая ориентация УФК. Традиционные фонологические модели. Системы анализа звучащей речи: Speech Analyzer (SIL), Praat, профессиональные экспертные системы идентификации. Сегментация речевого отрезка. Компьютерные методы в прикладной фонетике. Грамматика: Морфемика - словоформы, клитики, морфемы; линейно-синтагматический континуум; типы клитик; аддитивная модель морфологии; позиционные типы аффиксов; грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория, понятие граммемы; классификация морфологических значений; грамматическая периферия: квазиграммемы, неморфологически выражаемые грамматические значения, имплицитная реализация граммем; теория частей речи в отечественном и зарубежном языкознании, генезис частей речи; именные и глагольные категории: типологический обзор. Именные семантические категории: число, детерминация, референтность; именные синтаксические категории: падеж, инвентарь падежей в языках мира, изафет, согласовательный класс; глагольные синтаксические категории: залог, актантная деривация; глагольные дейктические категории: временной дейксис и таксис; структура ситуации: аспект и акциональная классификация предикатов; глагольные семантические категории: модальность и наклонение. Синтаксические объекты – слово, словосочетание и предложение, синтаксический анализ, способы выражения отношений; изучение отдельных синтаксических конфигураций – устройству элементарной клаузы, различных видов полипредикативных конструкций, вопросительного предложения, конструкций с нулевыми единицами; теоретические обобщения над основными синтаксическими процессами, позволяющие рассматривать различные синтаксические феномены в единой теоретической перспективе. Семантика: Общие свойства и структура языкового знака. Характер связи между означаемым и означающим. Значение в структуре языкового знака. Типология значений. Значение и понятие. Лексическая семантика. Компоненты лексико-семантической информации. Лексическое и грамматическое значение. Лексико-семантическая парадигматика. Компонентный анализ лексического значения. Тезаурус как модель парадигматической структуры плана содержания языка. Лексическая синтагматика и средства ее описания. Моносемия. Полисемия. Семантическая структура многозначного слова. Эпидигматика. Омонимия. Эксперимент в лексической семантике. Семантика предложения и высказывания. Основные компоненты плана содержания предложения: пропозициональный, коммуникативный, прагматический. Семантические метаязыки для описания смысла предложения и высказывания.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-1 Способен решать профессиональные задачи, применяя основные понятия, категории и положения лингвистических теорий и актуальные концепции в области лингвистики
- УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
- Образование
- Учебный план 45.04.03, 2023, (2.0), Фундаментальная и прикладная лингвистика
- Общая теория языка