I этап (2 ноября 1943 – 26 апреля 1949)

Перед стремительным взлётом: становление вуза и закладывание университетских традиций.

Год рождения университета — 1943. В годы войны в Челябинске был создан крупнейший в стране комплекс по производству танков Танкоград, в состав которого входили 4 предприятия: Кировский завод, Челябинский и Сталинградский тракторные заводы, Харьковский моторный завод. В таком составе он функционировал с 6 октября 1941 г. по 20 июня 1958 г.

В то время подготовка инженерных кадров в Челябинске велась в Сталинградском механическом институте, эвакуированном из Сталинграда. Но после победы СССР в Сталинградской битве институт должен был вернуться обратно. Тогда-то и было решено создать в Челябинске собственную кузницу рабочих и научных кадров.

2 ноября 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 1201-361с «О мероприятиях по улучшению подготовки инженерно-технических кадров для предприятий танковой промышленности» о создании Челябинского механико-машиностроительного института (ЧММИ). В наследство от Сталинградского механического института ему достались немногочисленные учебные помещения и студенты старших курсов. Позже к ним присоединились выпускники челябинских школ и челябинцы, вернувшиеся с фронта. В марте 1944 года в институте училось немногим более 300 студентов.

С самого начала в институте была задана высокая планка научной жизни. Высоким уровнем отличался и профессорско-преподавательский состав: более 40 преподавателей, среди которых — профессора, доктора наук. На момент создания института в числе профессорско-преподавательского состава было 3 доктора наук: Николай Федорович Кунин (доктор физико-математических наук), Авраам Нахимович Рабинович (доктор технических наук), И. И. Чернобыльский (доктор технических наук, член-корреспондент АН Украины), профессора Г. М. Городецкий (читал курсы электротехники), ленинградский профессор Р. З. Нессельштраус (читал курс металловедения), В. А. Добровольский и др.

 

Первым директором нового учебного заведения согласно Приказу № 1 от 15 декабря 1943 года был назначен кандидат технических наук Петр Алексеевич Гришин, заведующий кафедрой «Резания металлов и артиллерийского производства» Сталинградского механического института. Именно ему пришлось решать проблемы, связанные с созданием нового вуза.

 

С 1944 по 1947 год в ЧММИ работал Николай Леонидович Духов — доктор технических наук, главный конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, первый заведующий кафедрой «Танки» (1944-1947 гг.). За годы работы на ЧТЗ он наладил поточно-конвейерное производство танков серии КВ («Клим Ворошилов»), возглавил разработку самоходных артиллерийских установок и тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин»), осуществил модификацию танков Т-34, под его руководством разрабатывался новый трактор ЧТЗ «Сталинец-80» с кабиной закрытого типа.
Духов был назначен заведующим кафедрой танкостроения и руководителем государственной экзаменационной комиссии ЧММИ.

 

Михаил Федорович Балжи — соратник и преемник Духова, заместитель главного конструктора по серийному производству танков, а затем — главный конструктор специального конструкторского бюро. За время его руководства на кафедре «Танки» была создана хорошо оборудованная учебно-лабораторная и научно-образовательная база, сформировался коллектив высококвалифицированных преподавателей. Кроме того, была создана научная школа по инерционным бесступенчатым передачам, вошедшая в историю отечественной технической науки как Школа Балжи. С 1965 года Михаил Федорович — доктор технических наук, профессор. До 1970 года был деканом Автотракторного факультета. Балжи принадлежит идея создания нового танка ИС-3 («Победа»). Также он проектировал тракторы «Сталинец-65» и «Сталинец-80», арттягач С-2.

 

Важную роль в становлении вуза сыграл заместитель директора по научной и учебной работе Авраам Нахимович Рабинович — профессор, доктор технических наук, основоположник науки об автоматизации производственных процессов в машиностроении. Он написал более 300 научных работ, 40 монографий и учебников, получил более 120 авторских свидетельств на изобретения, значительная часть которых внедрена на производстве.

 

Еще одна выдающаяся личность, стоявшая у истоков становления вуза — Жозеф Яковлевич Котин — доктор технических наук, конструктор танков и тракторов, директор опытного завода, где воплощались конструкторские проекты, генерал-полковник инженерно-технической службы, Герой Социалистического Труда. Котин в 1943 г. поддержал идею создания института, вошел в состав Ученого совета, вел дипломные проекты студентов ЧММИ. Возглавлял работы по созданию тяжелых танков КВ, ИС, артиллерийских установок СУ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Научные сотрудники университета оказывали посильную помощь различным предприятиям: Кировскому заводу, Миасскому автомобильному заводу, челябинским абразивному, электродному, металлургическому заводам. В свою очередь предприятия снабжали вуз кадрами. Кировский завод наркомата танковой промышленности по приказу его директора Исаака Моисеевича Зальцмана выделял институту квалифицированных инженеров-преподавателей, предоставлял студентам лаборатории, цеха и мастерские для проведения практических и лабораторных работ, предоставил два общежития (согласно протоколу № 306 заседания бюро Челябинского обкома ВКП(б) от 19 февраля 1944 года). Руководство Кировского танкового завода — И.М. Зальцман, Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов — полностью было включено в Ученый совет ЧММИ в 1945 году.
 
Что же представлял собой вуз в первые годы своего существования? В 1943-1944 годах институт размещался в разных частях города: в здании школы № 4 недалеко от железнодорожного вокзала, в одной из школ Тракторозаводского района. Позже, когда началась реэвакуация, институт разместился в трехэтажном здании магазина по улице Спартака (сегодня — Ленинский проспект), где сейчас находится магазин «Детский мир». В 1945 году с помощью Кировского завода и Челябинского обкома ВКП(б) институт получил новое здание на улице Тимирязева (сегодня — Лицей № 11), но это не решило проблемы нехватки учебных площадей.
 
Интересный факт: первая факультетская лаборатория технических измерений размещалась в сарае с печным отоплением, а первая лаборатория сварки — в кладовой школьного здания.
 
В апреле 1944 году на заседании бюро Челябинского обкома было установлено, что работа по развитию нового вуза ведется неудовлетворительно. Институт был под угрозой закрытия. Что и говорить: на первых порах студентам в буквальном смысле не на чем было сидеть и негде жить — общежитий не было. Нехватка учебных помещений, оборудования и лабораторий — не единственная проблема тех лет.
 
Возникали трудности, связанные и с организацией учебного процесса: преподавателям приходилось совмещать педагогическую деятельность и работу на производстве, что было непросто. Приходилось работать и студентам. Однако благодаря усилиям преподавательского состава и энтузиазму самих учащихся ситуация быстро изменилась. Уже в сентябре того же 1944 года, подводя итоги первого учебного года, Совет института заключает, что «при всех неблагоприятных обстоятельствах, занятия не прекратились ни на один день, экзаменационная сессия прошла, в основном удовлетворительно, были сохранены студенческие и преподавательские кадры, и ЧММИ встал в ряды действующих машиностроительных ВУЗов СССР».

С первых лет своего существования ЧММИ начал заниматься научно-исследовательской работой в области машиностроения. Это было требование военного времени: стране нужна была техника и люди, способные этой техникой управлять. Уже в июне 1944 года Государственная Экзаменационная Комиссия провела защиту первых дипломных проектов студентов С.П. Павлова (тема «Проектирование механосборочного цеха для изготовления бортредукторов танков ИС») и А.П. Пескова. Им была присвоена квалификация «инженер-механик».
 
Первоначально в составе институте было всего два факультета:
  • Механико-технологический (со специальностями «Технология машиностроения», «Кузнечно-прессовые машины», «Обработка металлов давлением», «Сварочные машины», «Сварочное производство»),
  • Танковый (со специальностями «Танкостроение», «Автомобили и тракторы», «Двигатели внутреннего сгорания»). В 1944 году Танковый факультет был переименован в факультет Колесно-гусеничных машин (КГМ), в 14 октября 1947 года — в факультет Автотракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения (АТС), а в 1949 он станет Автотракторным факультетом.
Традиция проведения в вузе научных конференций — одна из первых в университете. В мае 1947 года в ЧММИ состоялась первая институтская научно-техническая конференция преподавателей и сотрудников, а в апреле 1948 была организована первая студенческая научно-техническая конференция.
 
С 28 сентября 1948 по апрель 1951 года обязанности директора ЧММИ исполнял Митрофан Маркианович Балык, кандидат технических наук, доцент кафедры «Производство самолетов» Московского авиационного института, направленный в Челябинск приказом министра высшего образования. По его инициативе были проведены работы по капитальному ремонту учебного корпуса и общежитий. При нем в 1949 году был создан Совет добровольного спортивного общества «Наука».
 
В годы послевоенного восстановления развития народного хозяйства стране потребовались специалисты нового профиля: машиностроители, металлурги, энергетики, строители. Это отразилось на структуре вуза — появились новые факультеты, началась реорганизация ЧММИ в целом, что ознаменовало начало нового этапа в развитии вуза.

 

 

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.