Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Экзамены проходят в сессионный период в соответствии с учебным планом. Порядок сдачи и пересдачи экзамена регламентируется приказами ректора.
Экзаменационные сессии проводятся дважды в течение учебного года - в конце каждого семестра. К сессии допускаются студенты, не имеющие академической задолженности за семестр и сдавшие все зачеты. Продолжительность сессии - три-четыре недели, количество экзаменов - обычно три - пять. Расписание экзаменов составляется деканатом или самой учебной группой, исходя из расчета выделения трех-четырех дней на подготовку к каждому экзамену. Этого времени вполне достаточно студенту для повторения изученного материала по конкретной учебной дисциплине.
Подготовка к экзамену должна идти по строго продуманному графику, с последовательным переходом от темы к теме, от раздела к разделу, без пропусков и перескакивания с начала курса в конец. Вопросы, которые могут появиться в процессе подготовки к экзамену, необходимо записать и получить на них ответы у преподавателя во время предэкзаменационной консультации. Основной задачей подготовки студента к экзамену следует считать систематизацию знаний учебного материала, его творческое осмысливание. На устном экзамене студенту, предлагается ответить на несколько основных вопросов, включенных в экзаменационный билет. После подготовки студент отвечает на вопросы билета и на дополнительные вопросы экзаменатора. Цель последних - выяснить понимание других разделов курса, не вошедших в билет. Как правило, на них можно ответить кратко, достаточно знание сути вопроса. Однако не только ответы студента в процессе беседы с преподавателем определяют экзаменационную оценку ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"). Преподаватель, оценивая ответ студента, всегда учитывает отношение к изучению дисциплины в течение семестра.
В последние годы в связи с введением рейтинговой системы оценки знаний студентов экзаменационная отметка является важнейшим, но не единственным компонентом итоговой отметки по дисциплине. Итоговая отметка выставляется также с учетом посещаемости студентом лекций и занятий, его текущей успеваемости и отметок по промежуточному контролю.
По результатам экзамена администрация вуза принимает решение о переводе студента на следующий курс или отчисления из числа студентов вуза. При наличии уважительной причины студенту может быть продлена экзаменационная сессия или предоставлен академический отпуск.
В конце обучения в вузе студенты сдают Государственные экзамены, которые принимает Государственная экзаменационная комиссия. На экзамене студенты демонстрируют свои теоретические знания и практические навыки, необходимые им в профессиональной деятельности.